«

»

Распечатать Запись

Поиски и находки «Золотого ключика»

Эти смелые, уверенные в себе, очень любознательные малыши – воспитанники евпаторийского дошкольного учебного заведения № 2 «Золотой ключик»,  с удовольствием играют в шахматы, красиво рисуют красками, карандашами и мелками, знают правила дорожного движения, основы компьютерной грамотности, английский язык, им нравится танцевать и заниматься спортом. К тому же, с раннего детства они дружат с книжками, правильно говорят, активны и общительны.

А ведь каких-то два десятилетия назад, сверстники нынешних дошкольников, посещавшие этот детский сад, не имели возможности так развиваться. Неслучайно и воспитатели болезненно реагировали на замечания педагогов и родителей в адрес сада, что дети после его окончания шли в школы недостаточно подготовленными. Именно это заставило их посмотреть на процесс обучения дошкольников грамоте с точки зрения психологии. Ведь психологи установили, что около 50 процентов способностей к обучению у детей закладывается в первые четыре года жизни человека, еще 30 процентов – до семи лет. И главное, что основные структуры, необходимые для обучения, формируются у ребенка в течение первых лет жизни. Все остальное, что человек узнает в дальнейшем и чему он учится, строится на этом фундаменте. Поэтому коллектив сада вместе с инициативными заведующей Татьяной Бараниченко и бывшим методистом, заслуженным педагогом Крыма Натальей Деминой стали воспитывать и обучать детей, основываясь в первую очередь на их образном восприятии мира.

Сначала тут приступили к изучению новаторских учебно-воспитательных методик педагогов З. Гольдина и Р. Берберц, предлагающих оригинальное знакомство малышей с буквами. Начали показывать им алфавит с картинками, чтобы было легче запоминать все буквы, применяли и другие подходы в изучении грамоты. Затем взяли на вооружение опыт известного в мире итальянского педагога М. Монтессори, которая убедительно доказала, что чувственное восприятие ребенка дает великолепные результаты работы ума в последующие годы его становления. Разработанные ею упражнения наглядно показывают, что их цель – дать возможность малышам получить навык распознавания данного им разнообразного материала, а не просто знания. Еще в садике стали обучать детей и по методике российского педагога В. Базарного. Она основывается на одновременном сочетании интеллектуального и физического развития детей.

Собрав по крупицам полезный педагогический материал, в «Золотом ключике» приступили к индивидуальной работе с детьми сначала пяти, затем четырех и трех лет. И в первую очередь учили их видеть, слышать, ощущать и сопоставлять, преподнося им сжато, просто и объективно материал об окружающей жизни.

В результате в ДУЗ № 2, в первом из всех дошкольных учреждений Евпатории, было введено преподавание этики, организованы шахматный и компьютерный клубы, открыты кабинеты природы, сказки, по изучению правил дорожного движения, спортивный и музыкальный залы, музей игрушки и изостудия. Причем в штате сада появились педагогические ставки руководителей кружков.

– Мы поняли, что самый лучший воспитатель не сможет один дать детям в полном объеме знания по разным предметам, – вспоминает Татьяна Бараниченко. – Так родилась идея о тесном сотрудничестве с учителями-предметниками, которую поддержали в городском управлении образования. Мы стали искать энтузиастов, желающих работать с малышами по новой методической программе. А когда нашли, активно помогали им в их начинаниях. К счастью, этим молодым и талантливым людям тогда очень многое удалось. Судите сами, работая в единой команде, мы смогли качество успеваемости наших воспитанников с 53 процентов в 1995-1996 учебном году поднять до 90 процентов в 2001-2002 году. А сегодня этот показатель достиг почти 100 процентов.

Со временем на базе «Золотого ключика» в городе была создана экспериментальная педагогическая площадка – за всеми его поисками и находками стали наблюдать педагоги Крымского республиканского института последипломного и педагогического образования. А с 2005 года ДУЗ № 2 является экспериментальной площадкой уже регионального уровня. Это учебное дошкольное учреждение единственное в Крыму имеет собственные учебно-методические сборники  – «Конспекты занятий по математике, аппликации и конструированию» и «Конспекты занятий по этическому воспитанию» для детей младшей, средней и старшей групп. Все они составлены так, что взаимосвязаны с другими видами занятий и в этом смысле являются комплексными.

Богатый опыт учебно-воспитательной работы евпаторийского «Золотого ключика» теперь могут внедрять на практике не только крымские, но и украинские воспитатели дошкольных учреждений, ведь методические сборники разошлись по разным городам страны.

Жизнь не стоит на месте, и в прошлом году в ДУЗ № 2 появился новый эксперимент – песочная анимация или рисование песком – это очень увлекательный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет развивать фантазию ребенка и раскрыть его внутренний мир. Песочная анимация отличается от классического рисования. Чтобы начать рисовать песком не нужно обладать какими-то особыми умениями, важно, чтобы пальчики и душа малышей заговорили на одном языке, поняли друг друга. А результатом будет – прекрасный рисунок или история.

– Применение песочной анимации поможет воспитателям в развитии вариативного мышления малышей, их речи, усилении познавательного интереса, раскрытии нереализованного творческого потенциала, – убеждена воспитатель-методист ДУЗ № 2 Людмила Мухоморина.

Нововведением серьезно занялась воспитатель средней группы «Матрешка» Наталья Яковенко, разработавшая специальную методическую программу по изучению новой темы. По ее эскизу в садике сделали специальный стол с подсветкой и отвели уголок в группе. Были соблюдены санитарно-гигиенические нормы: просеян, промыт и прокален речной песок, который хранится в удобном ящике. Теперь его кварцуют не реже одного раза в неделю и учат детей правильному обращению с ним, что нельзя песок есть, высыпать на пол, сыпать в глаза, после игры обязательно промыть руки.

Наталья Александровна стала учить своих подопечных техническим элементам применения песка – как рисовать кулачком, ладонью, мизинцем, симметрично двумя руками, щепотью, используя несколько пальцев, насыпанию из кулачков. А еще – ритуалу входа и выхода из игры, общению с песочком: «Здравствуй!», «Я приветствую тебя!», «Какой ты мягкий», «До скорой встречи», «Пока»…

Подобные занятия проводят и воспитатели средней группы «Колобок», где тоже красиво оборудован уголок с песочницей, где живет Песочная фея, много всяких игрушек и есть волшебное зеркало. И дети просто обожают проводить тут время. Они фантазируют, открывают свой мир, развиваются, творят.

Два песочных стола применяет в своей работе с малышами и практический психолог дошкольного учреждения Ольга Баламутова. Один из них с подсветкой трех цветов. В зависимости от психоэмоционального состояния маленького человечка, желтая подсветка помогает  сосредоточить внимание, красная – возбуждает, а голубая расслабляет. Ведь в своем уютном кабинете Ольга Борисовна встречается с ребятишками, имеющими разные поведенческие проблемы и испытывающими трудности в развитии познавательной сферы. К каждому из мальчишек и девчонок она находит особый подход, теперь уже и с помощью арт-терапии.

Практический психолог вспоминает, что после одного из занятий с   неугомонным  малышом, он, прощаясь, неожиданно тихо сказал: «До свидания, песочек! Обещаю, что навсегда останусь добрым!» И такие метаморфозы в поведении малышей тут нередки, потому что чудеса в нашей жизни все-таки случаются.

Валентина Лавренко.

Фото Алексея Гладкова.

 

Говорят родители

Алена Прошкина:

– Моя дочь Ангелина ходит в детсад «Золотой ключик» уже четыре года и я очень довольна развитием ребенка. Девочка с интересом учится, посещает кружок английского языка, участвует в праздничных мероприятиях, общается с ровесниками. Мне нравится, что в этом дошкольном учреждении дети окружены заботой и вниманием, тут по-домашнему уютная обстановка, тепло в группах, хорошо оборудованы детские площадки на прилегающей территории.

Ольга Лысогорская:

– Двое моих сыновей девятилетний Саша и шестилетний Миша посещали ДУЗ № 2. Сейчас они учатся в гимназии № 8 с углубленным изучением английского языка. И то, что они были хорошо подготовлены к школе, в этом, безусловно, заслуга воспитателей и педагогов «Золотого ключика». Дети самостоятельно справляются со всеми заданиями, у них все в порядке с успеваемостью.

Мнение воспитателя Елены Ворониной:

– Я работаю в «Золотом ключике» уже двадцать восемь лет, с момента его открытия, и просто не мыслю своей жизни без служения детям. Хотя труд воспитателя довольно непрост, зарплата невысокая, но я люблю свою профессию. За эти годы в коллективе менялись люди, условия работы, внедрялись новые методики, приходилось много учиться самой, совершенствоваться. Присутствуя на всех занятиях вместе с педагогами по грамоте, математике, этике и других мы, воспитатели, затем активно используем эти знания на своих уроках. Такой подход позволяет значительно повысить уровень успеваемости ребят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>