«

»

Распечатать Запись

«БЛЮЗ В ДЕНЬ ОТЪЕЗДА»

Имя главного художника Международного детского центра-комплекса «Золотой ключик » Бориса Завальнюка знакомо многим евпаторийцам. В 1948 году, в четырехлетнем возрасте, он вместе с родителями переехал из Московской области в Евпаторию. Здесь любознательный мальчик учился в школе № 10, потом поступил в художественное училище им. Самокиша в Симферополе.

Дальнейший путь Бориса Михайловича полон многими незабываемыми событиями. Он заявил о себе, как яркая незаурядная личность, обладающая многогранными талантами. А еще – безгранично любил Евпаторию и прославлял ее в своем творчестве.

К сожалению, его жизненный путь оборвался очень рано. Его уход несколько лет назад стал большой трагедией для тех, кто хорошо знал этого человека, педагога, мастера с большой буквы. В этом году коллектив международного детского центра-комплекса «Золотой ключик», где он работал, выдвинул Б. Завальнюка на соискание премии им. Дувана.

Непросто сегодня в прошедшем времени говорить о нашем талантливом земляке и Андрею Пермякову, художественному руководителю МДЦК «Золотой ключик». Бориса Михайловича он считает своим вторым отцом: с радостью общался с ним, многому у него научился и тепло вспоминает о нем.

– О такой личности, как Борис Михайлович, невозможно поведать в нескольких словах, –  говорит Адрей Пермяков. – И сотрудники нашего театра считают своим долгом сделать все возможное, чтобы о Борисе Михайловиче Завальнюке никогда не забывали, как нынешние, так и будущие воспитанники «Золотого ключика».

Это совершенно потрясающий педагог, который любил и понимал детей и умел общаться с ними, как никто другой. Они воспринимали его, в первую очередь, как друга, а потом уже, как учителя. Он также умел влюбить в живопись практически любого ребенка. На его занятиях дети не просто рисовали, вместе со своим наставником они слушали музыку, он рассказывал им невероятно интересные вещи об окружающем мире. Мне тоже довелось быть его воспитанником, помню, как мы ездили на пленэры, где не только рисовали, но и играли в «войнушки», бегали, веселились, пили чай с вкусными травами или кофе с лимоном, как в свое время любил это делать царь Николай II. Борису Михайловичу была небезразлична эта яркая личность, он восхищался его благородством и внутренней чистотой. В своем воображении он создал собственный идеализированный образ этого человека. Даже сыграл роль царя Николая II  на торжественном открытии туристического маршрута «Малый Иерусалим». И выражение его лица тоже было такое благородное, благородное, как у царя. Создавалось впечатление, что Евпаторию вновь посетил Николай II!

Кроме всего прочего, Борис Михайлович был гениальным художником, и его друзья уверены, что картины этого человека еще будут признаны на мировом уровне, как шедевры современной живописи. Они уникальные, живые, в них такое буйство красок! К тому же, Борис Михайлович постоянно работал над собой и все время совершенствовался, изменял свой творческий почерк. Ему удавалось реализовывать свой талант через постоянное внутреннее обновление.

В последние годы жизни он серьезно занялся фотографией, снимал много прекрасных пейзажей. И никогда не уничтожал неудачные снимки. «Ты только посмотри, как здесь свет упал, как красочки смешались, я увидел в этом часть будущей картины», – говорил он и потом действительно переносил в свою работу то, что удалось ему, как фотографу запечатлеть в этом мире.

Борис Михайлович был и очень хорошим режиссером, причем он не только сам ставил спектакли в нашем театре, но и режиссировал исторические фильмы о любимой Евпатории. И насколько я знаю, они  занимали призовые места на международных кинофестивалях. Мне тоже довелось участвовать в съемках этих фильмов в качестве актера и я видел, насколько интересно мог организовывать весь съемочный процесс Завальнюк. Да он и сам был гениальным актером! Опять-таки, благодаря  многогранности своего таланта, он относился к этой деятельности очень скрупулезно. Досконально изучал жизнь своего героя, кем он был, откуда шел и зачем, куда собирается идти дальше? Искал в его образе и действиях какие-то отличительные черты, вырисовывал линию поведения и прочее. Постоянно что-то необыкновенное придумывал в костюмах своих персонажей.

Когда Бориса Михайловича не стало, мой племянник бегал по театру и кричал : «Умер Дедушка Мороз!», потому что у многих деток он ассоциировался исключительно с этим героем. Как только главный художник начал играть у нас Деда Мороза в новогоднем шоу, зрители говорили: «Посмотрите, он же настоящий!». Это потому, что Борис Завальнюк нес в мир только позитив, у него была мощная энергетика доброты. Он сажал ребенка к себе на колени, слушал, как тот читает стихи, и будто обволакивал его аурой тепла и искренней доброжелательности.

Свой первый поэтический сборник Борис Михайлович, по какому-то велению судьбы, назвал «Блюз в день отъезда», хотя у него было заготовлено несколько других вариантов. Вообще, в последние годы, поэтические строки из него буквально лились рекой, –  он писал, писал, писал. Пропускал через душу и сердце услышанное свыше. И я думаю, что в скором времени общими усилиями мы выпустим второй его поэтический сборник.

Удивительно, но этот человек мог серьезно заниматься всем, за что ни брался. Он осваивал компьютер, в пятьдесят лет выучил английский, писал песни… И эта многогранность его таланта просто потрясает!

Я уже не говорю о том, каким он был человеком! О чем ни попроси, хотя у него и своих дел было предостаточно, никогда не отказывал в просьбе, всегда вовремя все выполнял. По-настоящему болел театром, сам создавал и расписывал декорации. У него не было свободного времени, всего себя он отдавал работе.

А как он любил жизнь, людей, своих родных и близких! Какие красивые взаимоотношения у него были с женой Евгенией Михайловной! Всегда в его жизни присутствовала самоирония, он умел посмеяться над собой, обстоятельствами, и при этом оставался тактичным и деликатным.

Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне встречу с таким необыкновенным человеком! И это могли бы сказать все его воспитанники. Мы очень многому научились у него, многое от него узнали. А когда его не стало, на нас обрушилась настоящая пустота. Мы часто видим его в своих снах, он как- будто поддерживает нас, мол, я рядышком. Да, он действительно рядом с нами, это чувствуется.

Когда в нашем театре была организована выставка его картин, в галерею залетела маленькая беленькая бабочка, которая кружила именно у портрета Бориса Михайловича. В этом мы увидели какой-то знак свыше. Такой видимо мы, актеры, народ, – во всем видим какие-то знаки, совпадения.

Больно сегодня говорить о Борисе Завальнюке в прошедшем времени. Хотя предстоит научиться жить без нашего наставника, но в своих сердцах мы сохраним теплую память о нем, а его образ станет нашей путеводной звездой.

Записали Валентина Лавренко и Алексей Гладков.

На фото Борис Завальнюк, работы мастера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>