Агентство стратегических инициатив в феврале этого года провело первый всероссийский форум, направленный на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник — 2018». Форум прошел на площадке 75 павильона ВДНХ и объединил несколько тысяч человек, вовлеченных в практики наставничества: действующих наставников на предприятиях, представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений. Участие в форуме принял представитель театра «Золотой ключик» — режиссер, заслуженный работник культуры Крыма Ирина Фаустова. Поездка состоялась благодаря Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым.
Кто такой наставник
Каждый человек талантлив, его способности определяют векторы профессионального и личного развития в течение всей жизни. Наставничество — «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. В этом смысле наставник – это тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника. — сообщает Агентство стратегических инициатив.
Форум проводился с целью развития движения наставничества, а также поиска и сбора лучших практик наставничества для их дальнейшего тиражирования и внедрения в регионах России. Организатором форума выступило Агентство стратегических инициатив. Для участия в форуме зарегистрировалось более 4 тысяч человек.
Деловая программа
Архитектура программы Форума состояла из четырех основных блоков: «Наставничество на производстве», «Наставничество в социальной сфере», «Наставничество в образовании и кружковом движении», «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве».
Первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко, открывая форум в Москве сказал:
«Этот конкурс, этот форум и вся система по поддержке наставничества должны стать постоянными и приносить огромный результат для тысяч и тысяч мальчишек и девчонок, которые без вашей помощи просто не смогут найти себя в жизни». Также отметил он «Конечно, важны программы образования, важны универсальные программы, которые позволяют развиваться всем людям, но мы же все разные, и талант у каждого свой. И вот именно здесь начинает работать такая важнейшая вещь, как передача знаний, навыков, опыта от человека к человеку. Какие бы не появлялись уникальные компьютерные программы, какие бы новые возможности нам бы не открывала работа с большими данными, все равно навыки знания, особенно ценности, передаются от человека к человеку».
10 главных тем форума:
- Лучшие практики наставничества в предпринимательстве и промышленном производстве, которые вы можете использовать у себя.
- Как найти наставника? Как стать наставником?
- Формирование в России сообщества профессиональных наставников.
- Механизмы трансляции опыта наставников.
- Социальная роль и статус наставников в современном обществе.
- Наставничество как драйвер социальных и культурных изменений в обществе.
- Наставничество в цифровой экономике.
- Карьерное наставничество.
- Digital-наставники: поколения Z.
- Люди-легенды наставничества.
Пройти виртуальную экскурсию по производственному цеху Группы ЧТП3, стать пилотом космического корабля и совершить посадку на Луну («Роскосмос»), попробовать себя в качестве машиниста локомотива «РЖД», сделать фото с бортпроводниками «Аэрофлота», повысить производительность на фабрике процессов Академии Росатома, пройти квест «Твой универсальный код безопасности», освоить робототехнику и стать наставником для робота, узнать о венчурных фондах за игрой в шахматы, получить индивидуальную рекомендацию от искусственного интеллекта — это и много другое было предложено сделать участникам всероссийского форума «Наставник».
Ирина Фаустова кроме посещения пленарного заседания открытия форума приняла участие в следующих панельных дискуссиях:
— «Как создать среду для развития движения наставников?»;
— «Наставничество как новый тип лидерства»;
— «Наставничество как инструмент создания знаний в корпорациях»;
— «Наставничество как элемент корпоративной культуры и эффективный HR-инструмент»;
— «Подходы к наставничеству под новые профессии»;
— «Практики корпоративного волонтерства в наставничестве» и др.
В разговоре с Ириной Анатольевной о подробностях всероссийского форума пресс-служба театра «Золотой ключик» узнала ответы на многие вопросы, актуальные для нашего региона.
Побывав на главном форуме по наставничеству нашей страны, Вы нашли для себя ответ на вопрос: кто такой наставник?
— Я скажу так, наставник — это образец всех качеств, которыми должен быть наделен специалист определенной отрасли, и, безусловно, образец человека с большой буквы. Наставник должен воспитывать морально-духовные качества своих подопечных и, конечно же, передавать им свои знания и опыт.
Наставничество в театральной сфере. Что это?
— Дети приходят в театр в возрасте пяти лет. Здесь они растут, воспитываются, приобретают новые знания… В этом юном возрасте очень важно ощущать поддержку старших. В частности у меня есть воспитанницы, которых я привлекаю к такому виду деятельности. Другими словами, старшие дети нашего коллектива уже являются наставниками для младших. Еще не достигнув совершеннолетия, они могут проводить мастер-классы, помогать на репетициях; тренинги я провожу также с их помощью. Дети вырастают, выпускаются из театра, поступают в ВУЗы… В «Золотой ключик» они возвращаются уже специалистами, профессионалами, и в новом статусе передают свой личный опыт новому поколению юных театралов, занимаясь все тем же наставничеством.
Как дети в коллективе относятся к наставничеству их старших коллег?
— Прекрасно относятся — это же происходит в дружеской форме. Никто не играет в строгих учителей. Более того, дети становятся ближе друг к другу, им легче находить общий язык, ладить, вместе творить… Творчество ведь в любом случае является просто посылом к совместной деятельности.
В каком возрасте ребенок может стать наставником?
— Я не буду устанавливать возрастные рамки, но самому младшему наставнику на форуме было 14 лет. А самому старшему — 101 год.
Из всего многообразия сфер, представленных на форуме, что было бы наиболее эффективно применить в работе с театральными детьми?
— Нет такой узкой специфики, которая была бы приемлема. На сегодняшний день театр расширил свои рамки и не ограничивается только узко театральной деятельностью. Он выходит шире — это и сочетание с кино, и использование современных технологий… Я думаю, что надо решать эти вопросы в комплексе и расширять диапазоны так, чтобы дети не только смотрели, как работают другие, но и себя показывали, проводили совместные проекты и акции.
Что лично для себя Вы почерпнули на форуме и, возможно, уже начали реализовывать в своей ежедневной практике?
— Первое, что я донесла до детей, это тот факт, что количество дорог, по которым можно шагать, — невероятно огромно, главное нужно очень много трудиться! Просто так ни в какие двери не войти. А двери, они открыты для каждого и в любой отрасли. Я не ограничиваюсь театром, потому что форум был шире, — он трогал много областей, в особенности технической направленности, где у детей многие вещи получаются, где они помогают и подсказывают взрослым, где они уже участвуют во взрослых проектах — это очень здорово. Вперед и только вперед!
Скажите, участие детей во всероссийских развивающих программах / лагерях зависит от региона? Так ли много возможностей у крымских детей в сравнении с москвичами, например?
— Такой вопрос был задан на форуме, и ответ, который мы услышали из уст 14-летней девочки, победительницы многочисленных всероссийских олимпиад, развеял все сомнения о каком-либо давлении столичных регионов. Девочка, побывавшая три раза в лагере для одаренных детей «Сириус», рассказала, что из 150 человек, пребывающих там в тот момент, было всего лишь несколько человек из Петербурга и Москвы. Остальные дети представляли периферийные города, что доказывает, что возможности у всех одинаковые, и все зависит от количества труда, объема знаний и внутренних стремлений. Наши дети, те, которые умеют трудиться, ставят цели и твердо, уверенно идут к ним — добьются результатов где угодно — и в Крыму, и в Москве, и за границей.
Их нужно при этом направлять?
Конечно, задача взрослых в том и состоит, чтобы их поддерживать, помочь определиться с выбором и спланировать свое время. Но все остальное они должны делать сами. Так это будет самостоятельная победа и результат. Никогда нельзя говорить, что я молодец, все знаю и все умею, потому что любая победа — это просто новый этап. Ты поднялся на ступеньку, но перед тобой находится следующая, и ты должен шагать дальше — постигать новые знания, овладевать новыми навыками и двигаться вперед. Наставник — это именно тот человек, который никогда не успокаивается; он развивается и ставит перед собой новый цели, имеет характер, силу и широкий кругозор. Он помогает определиться с выбором, поддерживает, а все решения должны в любом случае принимать сами дети.
Будем верить, что результатом посещения всероссийского форума «Наставник — 2018» режиссером «Золотого ключика», заслуженным работником культуры Крыма Ириной Фаустовой станут новые вехи развития наставничества в нашем театре, в Крыму и России в целом.
материал подготовлен по
материалам сайта «Севералмаз»
и страницы соц. сети ВКонтакте
«Наставник» — Всероссийский форум
Фото: «Наставник» — Всероссийский форум
Беседовала Галина Язовицкая