29–30 ноября 2019 года в Евпатории состоялась научно-практическая конференция «Архитектурный облик Евпатории: история и современность», посвященная 150-летию архитектора Адама Людвиговича Генриха, первого в ее истории городского архитектора, организатором которой выступил оргкомитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий.
Участники конференции — ученые ведущих вузов России, осуществляющих научную и образовательную деятельность в вопросах архитектуры и градостроительства — государственной академии «Московский архитектурный институт», Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского и Севастопольского государственного университета, историки архитектуры и краеведы из Евпатории, практикующие архитекторы и научные сотрудники Евпаторийского краеведческого музея. Все они были единодушно сошлись во мнении: Адам Людвигович создал неповторимый облик курортного города, вдохнув в него душу.
По проектам Генриха в Евпатории были возведены две гимназии и семь школ, госпитали, пристани и синематографы, гостиницы и банки, элегантные дачи и доходные дома, санатории, административные и культовые здания, более 20-ти из которых в настоящее время являются объектами культурного наследия регионального значения, а один — городской театр — федерального.
Генрих — первый в истории города главный архитектор, занимал этот пост на протяжении более 25-ти лет. И в 1919 году в Евпатории торжественно отметили это событие, от лица городской думы торжественно выразив ему благодарность за безупречную и в высокой степени полезную деятельность. Он проектировал и осуществлял авторский надзор за строительством католического костела, гимназической церкви во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, трех мечетей, двух синагог — Ремесленной Егия Капай и Купеческой, перестраивал караимскую кенасу.
Генрих был потрясающе талантливым и трудоспособным человеком, оставившим в наследство евпаторийцам ряд неповторимых архитектурных жемчужин.
Один из них храмов, возведенных по его проекту – церковь во имя святого пророка Божия Илии, известная также как «греческая церковь», которая не так давно отметила столетний юбилей. Настоятель храма протоиерей Георгий Куницын также принял участие в конференции, на которой впервые были озвучены документы, проливающие свет на судьбу архитектора.
Отец Георгий поддержал предложение активных участников оргкомитета по поводу установки мемориальной доски в память об Адаме Генрихе. По его указанию разработали ее дизайн — на доске изображен портрет архитектора и силуэт храма, а изготовили ее из черного гранита.
Открыли мемориальную доску в здании Свято-Ильинского храма 30 ноября — именно в тот день, когда зодчему исполнилось ровно 150 лет. На этом знаменательном событии присутствовали участники конференции, представители общественности, прихожане. В память об известном земляке, строителе храма, был совершен молебен. На торжество отец Георгий, отдавая дань уважения к исследованиям жизни и творчества первого архитектора города, пригласил ученого, вернувшего городу имя его первого архитектора — Викторию Струнину, инициатора юбилейных мероприятий, вместе с которой и открыл доску.
Молитвы совершаются в Свято-Ильинском храме на протяжении уже многих десятков лет. Люди приходят сюда просить угодников Божьих об укреплении веры, ума и сердца и с большим желанием и сердечным горением исповедуют православную веру.
Настоятель храма бережно относится к истории и считает, что мемориальные и памятные знаки могут рассказать о великом прошлом: событиях, личностях, которые вложили душу в благое для человечества дело.
Неравнодушные евпаторийцы уверены, что мемориальная доска, установленная в Свято-Ильинской церкви – дань уважения тем делам, которые были сделаны первым архитектором города. Это пример для ныне живущих и будущих поколений.
Время всегда все расставляет по своим местам, открывая миру тайны и секреты, когда историческое прошлое высвечивается через призму реалистического восприятия и оценивается по достоинству. Так было, есть и так будет.
Валентина Лавренко.
Алексей Гладков.