«

»

Распечатать Запись

От свободы слова – до свободы молчания

images

На днях, просматривая один из популярных новостных сайтов, прочитала интересную статью. Цитирую: «Власти Нью-Йорка запретили упоминать в школах штата около 50 слов, среди которых — «день рождения», «динозавр», «бедность» и «дискотека». Запрет был введен ввиду того, что определенные фразы, слова и выражения могут вызывать у детей неприятные воспоминания, эмоции».

Теперь чиновники запрещают детям говорить о динозаврах (теории эволюции) и дне рождения, потому что это может оскорбить учеников, чьи семьи придерживаются определенных религиозных течений. Предполагается, что слово «бедность» нанесет эмоциональную травму малышам, чьи родители потеряли работу. Слово «дискотека» признано слишком распутным и провокационным, а «рабство» –обижает чувства юных афроамериканцев…

Безусловно, легче запретить говорить о безработице, чем создавать новые места или выплачивать безработным материальную помощь. Еще проще не брать людей на высокооплачиваемую работу, а просто не упоминать при них о рабстве.

Получается, что если в одном классе учатся дети из семей, отличающихся по расовому признаку, религиозным убеждениям, уровню достатка или образования, то им не стоит разговаривать друг с другом, а лучше – помолчать? Где гарантия, что именно по этому поводу «особенных» детей не станут дразнить одноклассники, у них не разовьются комплексы?

Translink and Libraries NI onboard for eBooks serviceАмериканские учителя считают, что новый закон не просто бессмысленный, но и вредный для молодого поколения. Дети не смогут успешно развиваться, если из их лексикона изъять эти понятия. Ведь жизнь не ограничивается физическими пределами школы. Но кто будет слушать учителей! Властьимущие сами  решают о чем говорить или не говорить детям. Выходит, что от свободы слова до запрета на него же, как и от любви до ненависти – всего один шаг.

Зачем же тогда, двести лет назад, в 1971-м, в США приняли одну из наиболее важных поправок к Конституции, гарантирующую права, неотъемлемые атрибуты либеральной демократии: свободу вероисповедания, свободу слова и прессы, право мирно собираться и обращаться к правительству. Ведь теперь американцам запрещают говорить, высказывать свою точку зрения. А дальше что – нельзя будет рассуждать, мыслить?

Кстати, в свободной энциклопедии, Википедии, нахожу еще один интересный факт о свободолюбивых американцах: в 2006 году в США провели опрос, по результатам  которого оказалось, что все пять свобод, гарантированных Первой поправкой, мог перечислить только один человек, но при этом около четверти опрошенных знали по именам всех Симпсонов – героев популярного мультсериала. Так что, принятый недавно закон, запрещающий произносить в школах некоторые слова, это не начало процесса антигражданственности и антипатриотизма, а всего лишь его продолжение?

К сожалению, в нашей стране дела с правовой грамотностью населения обстоят не лучше. И, если подобный соцопрос провести в Украине, то, скорее всего, будут похожие результаты. Согласитесь, сегодня о мультфильмах, особенно импортных, сериалах, программах о магии и экстрасенсорике рядовой украинец знает гораздо больше, чем о своих правах и Конституции.

images (2)Возможно, люди просто устали от негатива, который ежедневно обрушивается со всех сторон. По телевизору, радио, в Интернете, газетах почти половина новостей – это «пережевывание» политических или сексуальных провокаций. (Интересно, что львиная доля таких репортажей строятся по одной и той же схеме: он или она, без разницы, был белым и пушистым, а потом кто-то нехороший его обманул, но он встал, отряхнулся и теперь ищет поддержки у общественности…) Треть – «горячие» новости с митингов, мест убийств, крушений и т.д. и т.п. Еще –  немного сладкого – приторной лжи о том, что «местами» у нас все очень хорошо. А на то, что к реальной жизни «человека разумного» имеет самое непосредственное отношение, то, чем он  живет, дышит, о чем мыслит, к чему стремится – остается всего лишь пять-десять процентов информации.

Из-за этого большинство людей, следуя врожденному инстинкту самосохранения, стараются оградить себя от «ужастиков» и другого информационного «хлама» и просто замыкаются в сказочном, мультяшном мирке. Народ на какое-то время становится пассивным и инфантильным. Но… до определенного момента. Ведь достаточно сложно полностью заблокировать рост самосознания человека, даже с помощью навязчивых и «убаюкивающих» сериалов, информационных наркотиков и новомодных НЛП-штучек. И после «летаргического сна», продолжительность которого зависит от уровня сознания, наступает пробуждение. Массы начинают «бурлить». И вариантов, во что это может вылиться, в историческом багаже становления Украины, как государства, достаточно много: от «весь мир насилья мы разрушим, до основанья…», и до «…после проведения долгосрочных переговоров стороны подписали меморандум о сотрудничестве».

Ни для кого не секрет, что сегодня некоторые политики активно пытаются навязать Украине «американскую» модель развития демократии. И в свободной Америке, и в молодом украинском государстве немало успешных бизнесменов, которые хорошо зарабатывают на том, что мы «ломаем, строим, а потом – опять ломаем». Поэтому очень важно, чтобы рядового гражданина и страну, в которой он живет, связывало нечто большее, чем товарно-денежные отношения. Может это наивно, но я все-таки верю, что Родина, патриотизм, гражданственность начинаются не там, где вводят запреты на слова и выражения, а там, где детей учат мыслить, иметь свой собственный взгляд на происходящее, отстаивать свое мнение, но при этом уважать себя и окружающих.

Яна НОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>