«

»

Распечатать Запись

Миротворческая миссия капитана Хрещова

P1013799

Капитан Сергей Хрещов с детства мечтал сталь летчиком. И это увлечение не было случайным, ведь отец парня, Владимир Иванович, тоже в свое время проходил службу в частях Военно-Морских сил СССР.

Юноша впервые покорил небо обучаясь в Симферопольский школе ДОСААФ. Он выполнил инструкторский полет на самолете Як-52. Однако детской мечте не суждено было сбыться. После окончания школы Сергей не смог поступить в летное училище по состоянию здоровья.

«Тогда я решил пойти в Васильковское военное авиационное училище на факультет самолетов и двигателей. Чтобы в будущем все же иметь возможность подняться в небо, хотя бы в качестве бортового техника», — вспоминает Сергей Владимирович.

После окончания училища в 1990 году молодой офицер получил назначение в Астраханскую область, в полк, на вооружении которого находились стратегические бомбардировщики Ту-16. Там же располагался Испытательный центр ВВС СССР.

Именно тогда Сергей Хрещов получил возможность лично участвовать в подготовке и испытаниях «грозного» советского оружия. «Это была очень мощная техника. Я видел все — от пусков крылатых ракет до учебных ядерных бомб», — с ностальгией вспоминает офицер.

После распада Советского Союза Сергей Хрещов продолжил службу на родине в Государственном научно-исследовательском центре ВВС Украины. Здесь он продолжал работать на самолетах Су-25 и Су-27.

Через некоторое время офицер получил новое назначение в Морскую авиационную бригаду Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины. И в 2009 году Хрещову, как мастеру военного дела, предложили принять участие  в выполнении миротворческой операции сил Миссии ООН в Либерии в составе 56-го отдельного вертолетного отряда ВСУ.

getImage ортвапPC300100

Вспоминая о своей командировке в Либерию, капитан Сергей Хрещов обычно шутит:

— Да, было в моей жизни такое событие. Поехал в Африку, увидел  пальмы, джунгли, попробовал бананы и папайи.

Но это была достаточно сложная и опасная командировка. В регионе, где находится Либерия, на протяжении нескольких десятилетий велись длительные и кровопролитные вооруженные конфликты между этническими группировками. В соответствии с Меморандумом о взаимодействии между Украиной и Секретариатом ООН, руководством Украины было принято решение в рамках миротворческой миссии направить в Либерию вертолетный отряд.

Во время установочных сборов Сергей Владимирович сдал все необходимые зачеты по технической, физической, огневой подготовке и был зачислен в состав миротворческого подразделения.

Перед украинцами ставились следующие задачи: перевозка личного состава миссии, доставка гуманитарных грузов в отдаленные районы страны, боевое сопровождение, патрулирование границ, медицинское обеспечение, проведение спасательных работ.

Главный военный потенциал контингента был представлен вертолетами Ми-8 и Ми-24. Местом дислокации определили район  аэропорта Робертсфилд, вблизи города Монровия.

Наши военные самостоятельно составили план военного городка и построили всю инфраструктуру. Параллельно с развертыванием лагеря, технический персонал проводил активную подготовку к полетам винтокрылой техники. Вертолеты Ми-8 использовались для доставки грузов и людей, а

Ми-24 — для контроля воздушного пространства.

При выполнении миссии возникало немало проблем с техникой из-за специфических климатических условий. Ведь в Либерии зимой господствует сухой сезон. Ветер из Сахары задувает мелкую пыль, что затрудняет видимость. Температура воздуха достигает 30-35 градусов при влажности 96-98 процентов.

А летом начинается так называемый сезон дождей. Сильные ливни с грозой идут несколько суток непрерывно. За это время выпадает более 5000 мм осадков. И как результат — на вертолетных двигателях собирается много океанской соли, которую надо периодически смывать водой со спиртом. Кроме того, дополнительные хлопоты при работе двигателя создает разряженный воздух.

— Мы расположились в казармах построенных из пластиковых материалов. В каждом таком домике площадью 15 квадратных метров проживало по пять человек. Кондиционер, который должен был охлаждать воздух в казарме, едва справлялся со своими функциями в ночное время, а в дневную  жару он только «перемалывал» горячий воздух, — рассказывает капитан Хрещов. — Всего в составе отряда было шестьдесят человек технического персонала. Шестнадцать из них — специалисты по двигателям и вертолетам. Другие «технари» занимались вооружением, навигационным и радиотехническим оборудованием, ремонтом. Чтобы улучшить условия работы технического персонала, вблизи вертолетных стоянок оборудовали специальные помещения с душевой и запасом питьевой воды.

В целом, наши вертолеты достаточно хорошо работали в тяжелых климатических условиях африканского континента. Большинство проблем технический персонал решал самостоятельно. Если не хватало запчастей, нам их по заказу доставляли из Украины. Специалисты, которые приезжали нам на смену, также привозили новые инструменты и оборудовани, — уточняет Сергей Владимирович.

Существует определенная технология подготовки летательного аппарата. Однако в Африке военнослужащим приходилось проводить эту работу чаще и более тщательно. И это не случайно, ведь работа с двигателем и планером требует наибольшего внимания, поскольку от качества их проведения напрямую зависит «живучесть» машины.

— Нисколько не умаляя значения работы своих коллег, хочу сказать, что экипаж вертолета может продолжить выполнять задачу и с заклиненным пулеметом и с поврежденной рацией, а вот поломка двигателя во время полета над джунглями — это прямая угроза катастрофы, — поясняет капитан. — Приведу лишь один пример. Чтобы проверить натянутость тросов в хвостовой балке вертолета, технику нужно было при температуре обшивки около 80 градусов пролезть несколько метров по трубе, диаметр которой составляет около 40 см, а затем вернуться назад. При этом, он одет в специальный комбинезон, чтобы влага не попала на контакты, так как балка должна оставаться сухой. Единственный способ облегчить технику выполнения этой задачи — открыть несколько небольших лючков на балке для доступа воздуха. Я думаю, что когда говорят «стойко переносить тяготы и лишения воинской службы», имеют в виду именно такие случаи, — продолжает рассказ капитан.

Джунгли почти вплотную окружали аэродром украинских миротворцев. Днем насекомые и прочая живность скрывались в траве и кустах. Однако, когда солнце садилось, лягушки, ящерицы и насекомые пытались всеми возможными способами пробраться к жилым помещениям и в кабины вертолетов. Особенно донимали наших военных комары, от которых не спасала даже антимоскитная сетка.

Капитану Хрещову очень запомнился случай, когда перед очередным вылетом в кабину одного из вертолетов залезла банановая змея. Хорошо, что летчики вовремя ее заметили, ведь укус этой змеи смертелен для человека. Чтобы избавиться от «непрошеной» гостьи, техникам пришлось полностью открывать систему управления вертолета, а для этого надо было открутить более 200 винтов.

Но, несмотря на все трудности и внештатные ситуации, украинские миротворцы успешно справлялись со всеми поставленными задачами. А наши боевые вертолеты стали важным компонентом сил Миссии ООН в Либерии. Профессионализм и мастерство наших миротворцев получили высокую оценку со стороны иностранных специалистов, в частности, Специального представителя Генерального Секретаря ООН — главы Миссии ООН в Либерии — Маргарет Элен Лоэ.

В июле 2010 года Сергей Владимирович  вернулся на родину. Сегодня он продолжает службу в Морской авиационной бригаде ВМС Вооруженных Сил Украины. Свой опыт он передает молодому поколению авиационных техников.

— За полгода, что провел в миссии, я узнал много новых нюансов в обслуживании техники. Кроме того, общаясь с другими военнослужащими, наблюдая за их работой, я еще раз убедился, что в рядах наших Вооруженных сил есть много людей, достойно представляющих Украину на международном уровне, — заключил капитан Хрещов.

Сергей ОСИПОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>