Представители еврейской общины в Марокко проживают уже более 2 тысячелетий. Ранее на территории этой страны жили десятки тысяч евреев, но сейчас их количество сократилось до 3 000. Однако местным евреям удалось сохранить свои обычаи и традиции, и дополнить их элементами арабской и берберской культуры.
Сейчас большая часть представителей еврейской общины проживают в городе Касабланка, а в современной марокканской культуре, музыке и архитектуре явно прослеживаются элементы, свойственные еврейской культуре. Евреи в Марокко и по сей день вносят активный вклад в развитие культурной жизни государства. Их усилиями свет увидели две киноленты «Goodbye Mothers» и «Where Are You Going Moshe?», в которых рассказывается о массовой эмиграции евреев из Марокко в начале 60 годов. Камаль Хачкар выступил продюсером фильма «Тингир Иерусалим, Эхо Меллы», который получил премию «Driss Benzekri» на Марокканском международном фестивале фильмов о правах человека. В этой картине также описываются отношения евреев с местными арабами и берберами.
— Что вы хотели показать зрителям в этом фильме в первую очередь?
Кинорежиссер и продюсер Камаль Хачкар:
«В первую очередь я хотел напомнить зрителям о страницах истории, о которых молодому поколению известно совсем мало. Для меня лично это попытка сделать так, чтобы эту историю не забыли. Этот фильм также напоминает мусульманам о том, что раньше они могли мирно уживаться с евреями в Марокко. Еще я хотел сплотить всех представителей еврейской общины, которые были вынуждены покинуть страну в 60».
— Вы называете себя «Ребенком Средиземноморья». Почему именно так?
Кинорежиссер и продюсер Камаль Хачкар:
«У меня есть марокканские, французские, берберские и мусульманские корни. Я также заметил, что в Средиземноморских регионах все культуры довольно тесно связаны. Словосочетание «Ребенок Средиземноморья» лучше всего описывает мою культурную принадлежность».
— Вы упоминали о таком явлении как «культурная путаница». Вы не боитесь, что молодым людям все сложнее находить свои корни?
Кинорежиссер и продюсер Камаль Хачкар:
«Национальная идентичность человека составляется путем его личного развития. Это непрерывный процесс. Мой фильм является одой мультикультурному обществу. В современном мире люди все чаще попадают в ловушку изоляционизма или ненависти к их собственному «я». Именно поэтому очень важно признавать культуры в их различных проявлениях, и не отвергать своих связей с какой-либо из них. Это поможет человеку достигнуть комфорта на личностном и социальном уровнях. К сожалению, многие политики и религиозные деятели сейчас играют на этих чувствах людей, и это вызывает ненависть в современном обществе».
— 200 человек протестовали против показа Вашей картины на кинофестивале в городе Танжер, утверждая, что это произраильский фильм. Какие еще отзывы Вы получили о Вашем творении?
Кинорежиссер и продюсер Камаль Хачкар:
«В новой конституции Марокко четко написано о том, что общество в государстве – мультикультурное. Поэтому необходимо уважать еврейскую культуру, которая, вне всяких сомнений, является частью марокканской культуры, на ряду с берберской и андалусской. В основном, я получил положительные отзывы о моем фильме, но естественно, всем угодить сложно».
— Свидетельствуют ли положительные отзывы о необходимости восстановить эту страницу общего прошлого?
Кинорежиссер и продюсер Камаль Хачкар:
«Да. Сейчас самое время переходить от слов к делу. Теперь, когда еврейское наследие в марокканской культуре стало достоянием общественности, необходимо рассказывать об этом в школах и внести изменения в учебники по истории. Нам необходимо перестать вычеркивать из истории ее страницы. Более того, эта историческая амнезия вредит не только еврейской общине, но и марокканской».
Но что же побудило такое большое количество представителей еврейской общины покинуть Марокко? Во время арабо-израильских конфликтов в 1948 году, волна погромов прокатилась и по Марокко, в результате чего около 50 евреев погибли. А после формирования Государства Израиль, многие марокканские евреи увидели для себя возможность скрыться от преследований и гонений в новой стране, и эмигрировали в Израиль. В ответ, король Марокко запретил евреям покидать страну. Но, невзирая на законодательный запрет на въезд, тысячи евреев смогли покинуть страну. Несмотря на переезд, многие евреи марокканского происхождения до сих пор чувствуют свою связь с этой средиземноморской страной.
Гид в Израиле и Марокко Пиньяс Коэн:
«Меня зовут Пиньяс Коэн и я родился в Марокко в 1940 году. Моя семья проживала в этой стране, но в 1964 году мы покинули Марокко и переехали в Израиль. Я до сих пор часто приезжаю на родину, думаю, около 10 раз в год. Я работаю гидом и сопровождаю туристические группы в Марокко. Я гид по Израилю и по Марокко. В 1982 году король Хассан IIразрешил всем марокканским эмигрантам свободно посещать свою родину, вне зависимости от того, где они сейчас проживают, – в Израиле, или любой другой стране».
В истории Марокко, как и любой другой страны, есть светлые и темные страницы, а местная культура богата элементами, свойственными культурам других народов. Несмотря на то, что евреи в Марокко подвергались гонениям, нынешняя политика страны направлена на то, чтобы представители еврейской общины, покинувшие государство, вернулись. А молодое поколение, которое все больше узнает об общей истории евреев и марокканцев, может помочь в укреплении связей между представителями различных общин.
Терри Глидден, JN1, Марокко