«

»

Распечатать Запись

Видео: Эксперт — о приватизации ГТС Украины

Украинское правительство предлагает парламенту принять законопроект, снимающий запрет на аренду газотранспортной системы (ГТС) Украины. Юрий Корольчук, эксперт украинского Института энергетических стратегий, рассказал о возможных причинах такой инициативы. Он говорит, что этот документ является дополнительным стимулом в переговорах по созданию консорциума с Россией и Европейским союзом, чтобы модернизировать украинскую ГТС.

Юрий Корольчук
эксперт Института энергетических стратегий

В действительности, я бы так сказал, что законопроект о возможной приватизации ГТС является запоздалым, он мог бы появиться еще раньше. И действительно, речь шла о том, что его могли бы подать в 2010 году, в 2011 году. Но он не появлялся в Верховной Раде, потому что шли переговоры с Россией. И была надежда у руководства страны, что можно будет договориться об изменении договора от 2009 года, который предоставляет очень дискриминационные условия для страны в плане цены на газ. Договориться, возможно, о пересмотре формулы, которая формирует цену на газ, и, собственно говоря, создать, возможно, консорциум без внесения изменений в законодательство Украины, без разрешения на приватизацию. Однако, фактически, прошло уже три года, уже идет третий год, никак не могут договориться. Россию устраивает этот контракт. Их требование очень простое: на всех переговорах поднимается вопрос о том, что 50% должно принадлежать Газпрому. Украину это не устраивает, так как существует опасность, что может повториться так называемый белорусский сценарий, когда в начале 2006 года в Белоруссии продали 50% ГТС, а потом, в 2011, через пять лет, продали вторую половину. Украина надеялась обойти такие угрозы и договориться с Россией без потери, в первую очередь, своей ГТС. Однако, фактически, прошло три года, ситуация только ухудшается. Потому что в целом картина мира не улучшается, то есть, кризис продолжается дальше. Украина не может привлекать кредитные ресурсы на мировых рынках. Внутренние резервы тоже исчерпываются. И банально нечем платить за газ, я бы так сказал. А учитывая то, что начинается уже май, июнь, июль, лето и до сентября – это сезон закачки газа в подземные хранилища. Это — дополнительно нужно найти, как минимум, 2 миллиарда долларов. Этих денег в бюджете просто нет. И вместе с этим еще надо оплачивать ежемесячное потребление газа. Эти все факторы стимулировали [власть] договариваться конкретно с Россией о создании консорциума.

Этот законопроект, фактически, я бы так сказал, — это предложение Украины торговаться. Образно говоря, не кота в мешке мы продаем, а продаем конкретные магистральные газопроводы и подземные хранилища. И даже последние заявления министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставницкого, который прямо сказал, что он лично считает, что половину ГТС можно продать. То есть, это слово [продать] является ключевым. Этот законопроект означает то, что будет идти речь о продаже части газотранспортной системы Украины. Другой важный момент в том: почему этот законопроект появился сейчас. Потому что Украина надеется на то, что всё-таки консорциум будет не двухсторонний, а там будет третья сторона – европейские партнеры. Для чего нужна европейская сторона? Для того чтобы, если так просто сказать, удерживать аппетиты Газпрома, чтобы был нейтральный партнер, который мог бы уравновесить интересы Украины и России. И главное – не давать Москве, Газпрому съесть «Нафтогаз Украины» полностью. Этот законопроект был сигналом не только России, но и Европейскому союзу. Отметим, что он появился накануне проведения «круглого стола» в Брюсселе, который организовала Украина и во время которого шли переговоры о том, чтобы привлечь европейскую сторону к созданию консорциума. И в этом контексте Украина могла показать не просто обещания, что «мы что-то там выстоим», а конкретный пример: «Мы вносим законопроект, мы готовы разрешить приватизацию ГТС». Она будет принадлежать на частных началах. Ее может купить или немецкая компания, или французская, итальянская или российская. Также на этом «круглом столе» шла речь о возможности возобновления выделения Европейским союзом кредитной линии в размере 2,5 миллиарда долларов. Это был подписанный еще в 2009 году меморандум. К большому сожалению, до сегодняшнего времени он является недействительным. И также, к большому сожалению, не договорились о выделении так называемой первой части в размере 308 миллионов долларов на реконструкцию газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород». И причина в этом понятна. Евросоюз, который, с одной стороны, занимает, к сожалению, пассивную позицию, не делает шаг навстречу – не выделяет деньги на модернизацию, на реконструкцию, не вступает в переговоры Украины и России. То есть, они занимают нейтральную позицию.

Это обусловлено тем, что этот маленький кредит на 308 миллионов долларов не выделяется потому, что завтра будет приватизирована ГТС Украины, завтра появится другой партнер, к примеру — Газпром, и выходит, что Европейский союз даст деньги другим компаниям, а не себе. Поэтому, они заинтересованы давать деньги только тогда, когда будет понятно, будет ли этот консорциум двухсторонним или будет ли там европейский партнер.

В этом контексте, безусловно, интересно то, что до сих пор не опубликована информация о стоимости ГТС. Уже год, как компания Baker Tilly завершила оценку ГТС. Насколько мне известно, по их подсчетам, стоимость ГТС измеряется в 30 миллиардов долларов с подземными хранилищами и магистральными газопроводами. Приблизительно, если половина останется в Украине, то остальную половину, 15 миллиардов долларов, мы можем получить кредитами от Европейского союза, имеется в виду инвестициями, или от Газпрома. Учитывая эти моменты, можно сказать, что законопроект сегодня является дополнительным стимулом в переговорах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>