Польский еврей Артур Шик был известным художником-графиком и карикатуристом. Самая важная его работа – иллюстрации к Пасхальной Агаде, опубликованной в 1940 году. Впервые за шестьдесят лет эти рисунки собраны вместе и представлены на выставке в Музее современного еврейского искусства Сан-Франциско.
Написанные акварелью и гуашью в 1930 году, эти иллюстрации работы Артура Шика являются подлинными произведениями искусства. Сорок восемь страниц Агады – священного иудейского текста, который читают в синагогах во время Пасхального седера, – повествуют об Исходе евреев из Египта. За слоями краски скрываются смысл и политический подтекст о выживании еврейского народа. Куратор Общества поклонников творчества Артура Шика Ирвин Ангер проводит экскурсии по выставке.
Куратор Общества поклонников творчества Артура Шика Ирвин Ангер:
«Шик не мог спокойно относиться к ненависти, но при этом умел смеяться, рассказывать забавные истории, шутить, играть на пианино, петь и развлекать окружающих и приковывать к себе внимание. И все же он очень серьезно относился к своей роли в мире и боролся с несправедливостью».
Для Шика искусство было не целью, а средством. Он стал свидетелем жестоких еврейских погромов в Европе в период между Первой и Второй мировой войнами. В своей красочной Агаде он проводит параллели между тяжелым положением евреев в Египте и растущей угрозой нацизма.
Приглашенный куратор Музея современного еврейского искусства Лили Сигель:
«Многие египтяне — персонажи Агады выглядят как современники Шика из Восточной Европы. Кроме того, в ней содержатся прямые отсылки к нацизму и Гитлеру. Например, на одной из страниц, посвященных сюжету о четырех сыновьях, нечестивый сын изображен с такими же усами, как были у Гитлера, и символизирует нечестивую Германию».
Существуют доказательства того, что на первых набросках была стилизованная свастика, но политическое давление вынудило Шика убрать ее с окончательного варианта иллюстраций. Благодаря спонсорам из Польши 250 экземпляров Агады с рисунками художника и посвящением королю Георгу VI увидели свет в Лондоне в 1940 году. Одна из книг оказалась в Сан-Франциско 8 лет назад. Ее приобрела и сохранила в идеальном состоянии местная семья. По словам Лили Сигель, иллюстрации художника привлекают внимание людей любой эпохи благодаря его универсальному стилю. Ей больше всего нравится одна из первых страниц с изображением семьи во время Седера.
Приглашенный куратор Музея современного еврейского искусства Лили Сигель:
«На переднем плане изображен незанятый стул. Возможно, художник оставил его пустым для зрителя, как бы приглашая его к праздничному столу, или же для пророка Элияху. Так или иначе, в своей творческой манере Шик вовлекает зрителя в эти истории. Кроме того, это его напоминание всем нам о необходимости постоянно помнить о своей силе и в то же время не забывать о наших врагах».
Ангер считает это издание Агады одним из величайших произведений еврейского искусства.
Куратор Общества поклонников творчества Артура Шика Ирвин Ангер:
«Она учит стойкости и героизму и показывает, что можно совместить две исторические эпохи, чтобы рассказать об освобождении, выживании и жизнестойкости еврейского народа. Аналогов этим иллюстрациям нет, именно поэтому я считаю их жемчужиной нашей культуры».
На выставке также представлены много других экземпляров Агады, как древних, так и современных.
Оценить красоту Агады с иллюстрациями Шика в Музее современного еврейского искусства можно до конца июня.
Ребекка Боуринг, JN1, Сан-Франциско