В настоящее время повышение уровня заработной платы, создание условий для своевременной ее выплаты, легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда остается одной из основных задач в сфере социально-правовых отношений.
Проблема заключается в том, что значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть зарплаты выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах. В результате бюджет России и внебюджетные фонды недополучают в виде налогов и сборов существенные суммы.
Столь низкие размеры официально начисленной заработной платы сочетаются с неофициальными заработками. Неучтенные доходы способствуют массовому несоблюдению трудовых и пенсионных прав работников. Руководство организаций лишает своих сотрудников заслуженного пенсионного обеспечения и возможности достойной жизни в старости. А сами граждане, соглашаясь с такой формой расчетов за труд, лишают себя, в свою очередь, возможности оплаты: больничных листов; пособия по безработице; отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; выходного пособия при увольнении по сокращению штата, поскольку при начислении этих выплат, являющихся социальными гарантиями государства, также учитывается официальная заработная плата.
От легализации трудовых отношений, их оформления зависят социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные налоговые вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение.
Налоговые органы уже несколько лет проводят кампанию по легализации “теневой” заработной платы. И в этой работе они очень рассчитывают на понимание и поддержку самих наемных работников. Да, государство очень много теряет из-за “серых зарплат”. Прежде всего — местные бюджеты, фонды медицинского и социального страхования, Пенсионный фонд. Но еще больше проблем появляется у самих наемных работников. Опуская в карман конверт с “серой зарплатой”, работники оказываются совершенно беззащитными от произвола работодателей. Захочет хозяин — заплатит, как договаривались, не захочет — выдаст часть официальной зарплаты и отправит на все четыре стороны. И тогда уже будет поздно требовать у государства защиты своих прав.
Сегодня уже многие понимают, что кажущаяся выгода зарплаты в “конвертах” чревата последствиями.
Нередко, чтобы уклониться от социальных выплат, работодатель, пользуясь правовой неграмотностью работника, под видом трудового договора умышленно заключает договор гражданско-правового характера, на который не распространяются правила Трудового кодекса. Работник лишается пенсионных накоплений и всех тех выплат, которые идут из Фонда социального страхования, — за больничные листы, пособия по беременности и родам, уходу за ребенком.
Сегодня в налоговые органы поступают обращения от женщин, получающих алименты, удерживаемые из официальной заработной платы.
Деньги, выплаченные работодателем в Пенсионный фонд, идут на сегодняшние выплаты пенсий. Соглашаясь получать деньги в “конверте”, вы лишаете достойных пенсий своих собственных родителей и других пенсионеров.
“Теневая” зарплата лишает вас доступа к ипотеке и другим потребительским кредитам.
Начинать бороться за свои нрава нужно сегодня, а не тогда, когда вас оставят наедине с маленькой пенсией.
Налоговые органы республики на постоянной основе проводят мониторинг уровня заработной платы и выявляют налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума и ниже среднеотраслевой, для заслушивания их на комиссиях по легализации налоговой базы, созданные в каждой инспекции.
Прирост поступлений в 2018 году по НДФЛ к уровню 2017 года составил 3,3 млрд. руб., что стало результатом проведенной работы по легализации заработной платы, привлечению к уплате обособленных подразделений или филиалов организаций, зарегистрированных в других субъектах Российской Федерации, и обособленных подразделений, задействованных в реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», а также создания новых рабочих мест и поэтапного повышения заработной платы.
С целью недопущения ущемления социальных интересов граждан в части отражения работодателями реальной заработной платы сведения о работодателях, не явившихся на комиссию, сообщаются в органы прокуратуры.
Следует отметить, что в концепции планирования выездных налоговых проверок или общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков один из пунктов риска — это заработная плата ниже среднеотраслевого уровня. В результате возникает вероятность попасть в список налогоплательщиков, отобранных для выездной налоговой проверки.