Евпатория издавна привлекала к себе внимание русских и зарубежных путешественников, которых сегодня с позиции нашего времени, можно смело назвать туристами.
Так, первое свидетельство о городе-крепости Гезлеве оставил литовский посол Михалон Литвин приблизительно в 1550 году. Священник Иаков, сопровождавший в 1634 году в поездке по Крыму русского посланника Бориса Двореникова писал: «В Козлове церковь соборная христианская зело велика и украшена, сделана мечетью».
Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший город в 1666 году, тоже оставил подробное описание Гёзлёва. Челеби восторженно отзывался о мечети Джума-Джами, построенной в XYI веке известным турецким архитектором Коджи Синаном: «Мечеть имела два великолепных минарета, но один из них разрушен землетрясением. На другой, что уцелел и стоит слева, поднялся я, убогий, и любовался всей панорамой города… Это единственный в городе храм, покрытый чистым светло-голубым свинцом. Блеск свинцовой кровли на его куполах виден на расстоянии одного парасанга»…
Историк и путешественник Василий Зуев писал в 1782 году: «Кезлев, сколь древностию своею, столь и приходящими из Турции, по Дунаю и прочей Бессарабии судами славной купеческой город… Он был первый, которым татары при нашествии своем в Крым овладели, и с того времени всегда тут содержалась по образцу генуэзцев таможня, которая ныне отдается на откуп».
В июле 1794 года в Евпатории побывал академик П.Паллас: «Евпатория сохраняла еще, во всех отношениях вид и характер мусульманского города…, неправильные, узкие улицы, небольшие, в один и полтора этажа, домики, с окнами во двор, что придавало ему вид маленькой крепости; вообще, постройки самые непрочные и бедные, так, что одни только стройные минареты несколько сообщали ему характер города».
В 1799 году в Евпатории побывал академик П.Сумароков, посвятивший много страниц описанию Козлова. Он писал: «Гладкая набережная идет во всю длину города, и имеет столь малое над морем возвышение, что кажется обширность зеркальной влаги не находит тут никакой себе преграды». Сумароков сообщает, что в 1801 году в порту побывало 170 иностранных судов, груженых такими товарами: ткани, пряденая бумага, вино, апельсины, лимоны, каштаны, маслины, анатольские яблоки, сушеные груши, финики, сараченское пшено, орехи, кофе, бекмес (сахарный и фруктовый сироп), нардек (напиток, варенный из винограда), фурма, уксус, мед, деревянное масло, жареный горох, греческое мыло, табак, черные сафьяны, медная и глиняная посуда, краска хна, сапожный клейстер, красная икра, чеснок, доски кипарисные, чинаровые, ореховые и сосновые.
27 июня 1825 г. в Евпатории останавливался знаменитый польский поэт Адам Мицкевич, путешествующий по Крыму с графом Генриком Ржевуским. А.Мицкевич и его спутник посетили караимские кенасы (молитвенные храмы). Позже поэт создаст сонет «Вид гор из степей Козлова», который входит в цикл «Крымские сонеты», получивший мировую известность.
В начале 30-х годов XIX в. по Крыму путешествовал швейцарец Монтадон, составивший «Путеводитель путешественника по Крыму». Вот как он описывал Евпаторию: «Город, в котором насчитывается немного красивых домов, был прежде окружен стеной с башнями по бокам… Сейчас число жителей сократилось до 8 тысяч… Предметами экспорта являются зерно, шерсть, кожа и другие продукты, импорт ограничивается небольшим количеством бакалейных товаров ввозимых из Константинополя… Ежегодно в Козлове производят до 20 тысяч фетровых шляп, часть которых продается в Крыму, часть вывозится в страны Ближнего Востока, в Одессу, в Москву… В Козлове есть карантин, таможня, греческая церковь, красивая синагога караимов, 19 мечетей и медресе… Мечеть Джума-Джами привлекает внимание всех путешественников своим величием и прекрасной архитектурой. Кроме этих зданий в Козлове также есть множество лавок, кафе, общественных бань и ханов, единственных мест, где можно остановиться».
В 1837 г. по Южной России совершил путешествие Анатолий Демидов (1812-1870), член императорской Санкт-Петербургской академии наук и искусств, оставивший такие записи о нашем городе: «Он занимает большое пространство, но улицы в нем узкие, неправильные, дома низкие, обветшалые, стены полуразвалившиеся, сады и огороды невозделанные. Есть один только квартал, содержащий несколько базаров,.. есть небольшое количество ремесленных заведений, доставляющих изделия, покупаемые лишь одними жителями этого упавшего города: сюда принадлежат разные войлочные и сафьяные изделия».
В начале 50-х годов XIX в. Евпаторию посетили Ф. Федоров и немец С.Штенхард. В 1855 г. ими были выпущены путеводители по Крыму, которые вызывали большой интерес в связи с событиями Крымской войны 1853-1856 гг. В путеводителе Федорова читаем: «Евпатория имеет торговые сношения наиболее с Константинополем, Малой Азией и Архипелагом… Главные статьи отпуска суть: хлеб, сырые кожи, козья и овечья шерсть, войлок, масло коровье и соль». Кроме статистических данных, Федоров описывает быт жителей Евпатории: греков, караимов, татар.
Интересное описание Евпатории иностранцем Штенхардом в его путеводителе «Картинки Крыма», изданном в 1855 г. в Лейпциге. «Современный Козлов — это город с узкими, кривыми улочками, низкими домами. Но от прошлого сохранились стены и ворота. Одна из достопримечательностей… — мечеть Джума-Джами, одна из вместительных и прекрасных в Крыму. Также прекрасна караимская синагога. Рядом с морем стоит греческая церковь… Город носит восточный характер. Есть большой базар, но не такой как базар в Константинополе или Каире. На этом базаре все проще. Он расположен справа и слева до каменных ворот…»
В 1883 г. в Москве были выпущены книги о Крыме в память 100-летней годовщины присоединения Крыма к России. Одна из них «В память столетия Крыма», написанная В. Кондараки – члена императорских обществ: географического, Московского древнерусского искусства, Одесского истории и древностей. В ней он пишет о Евпатории: «Здесь все почти дома построены из раковистого камня и есть несколько в два этажа. Много ветряных мельниц, есть большая площадь между морем и домами, лавки и развалины больших крепостей. По улицам бродило много татар и турок. У некоторых вместо бараньих шапок были разноцветные чалмы.»
В начале 1880 г. по Крыму путешествовала княгиня Е.Горчакова, написавшая книгу «Воспоминания о Крыме», в которой дано описание города и его достопримечательностей: «Евпатория оживает только во время морских купаний, а остальное время года спит непробудным сном наших уездных городов… Морские купания в Евпатории славятся, как самые лучшие в Крыму, и привлекают большое число посетителей. Евпаторийский берег может сравниться только с берегом Канн в южной Франции; такой же отлогий и песчаный… Купальни же на море, прямой источник дохода для города, содержатся крайне небрежно…»
К концу XIX в. полуостров Крым был освоен, в начале ХХ в. здесь развиваются капиталистические отношения, растут города, получают дальнейшее развитие промышленность, сельское хозяйство. Крым стал активно интересовать промышленников и отдыхающих.
Людмила Дубинина,
заместитель директора по научной работе краеведческого музея
(отрывки из статьи «Евпатория в описаниях путешественников»).