Эта история началась в далеком 1938 году. В те годы компартия и советское правительство отвергли идеологию православной церкви и решили отделить ее от народа. Семилетней частичкой этого народа был и я, тогда житель села Ближняя Игуменка, расположенного невдалеке от города Белгорода.
Однажды утром я увидел, как к нашему православному храму бегут односельчане и устремился за ними. Когда мы зашли в церковь, то поняли, что там творилось невообразимое – какие-то люди со стен срывали иконы, позолоту, другую церковную утварь, все ломали и крушили. Некоторые прихожане поднимали с пола святыни и уносили домой. Я тоже схватил разбившуюся икону с изображением Иисуса Христа и прибежал с ней домой, чем поверг свою глубоко верующую матушку в неописуемый страх. И хотя в то время это было очень опасно для нашей семьи, но обошлось…
Шли годы. Помню, отец мой попал в немилость к сельскому начальству, так как отказался сдавать в общее колхозное стадо нашу красавицу корову Нежку. За это ему стали чинить препятствия в предоставлении места для выпаса коровы, облагали непомерными налогами и т.д. В конце концов власти вынудили отца продать хозяйство и переехать с семьей на постоянное место жительства в Харьков. Там, в голодные 1946-1947 годы отец по месту своей работы на железной дороге добился для меня путевки на санаторно-курортное лечение в Евпаторию. Побывав на курорте, я «заболел» морем и полюбил этот город, который позже стал для меня родным.
В 1954 году я закончил Харьковскую Национальную Академию им. Ярослава Мудрого и как молодой специалист направился в Луганск. Потом довелось работать в Первомайске, Лисичанске, Стаханове (бывшая Кадиевка), Северодонецке. В начале восьмидесятых годов осуществилась моя юношеская мечта, – я получил назначение в Евпаторию, где прошли лучшие мои годы, и где живу до сих пор.
Так сложилось, что на каждый свой день рождения я приезжал к родителям в поселок Покотиловка (Харьковская область). Но в 1982 году они умерли, и в один из приездов в родительский дом, мне захотелось забрать сохраненную нашей семьей икону. Своей сестре Нине Филипповне сказал, что в Евпатории облачу святыню в красивый оклад. Однако тогда это сделать не получилось из-за занятости.
В конце 90-х годов узнал, что на моей родине, в селе Ближняя Игуменка, на месте разрушенного до войны и полностью снесенного во время Курской битвы храма, строят новый, из белого кирпича. Он стал местом проведения православных праздников, в которых участвуют жители этого и близлежащих сел.
Все это побудило меня срочно выехать в Харьков. И без заезда в родительский дом я отправился в храм, куда передал икону, которую подобрал в 1938 году, то есть более 70 лет назад! Трудно передать чувство благодарности служащего в храме настоятеля отца Петра, который принял эту святыню.
В последующие годы меня как магнитом тянуло посетить эту церковь и увидеть «свою» икону, «своего» Иисуса Христа. Но однажды, когда я приехал туда в очередной раз, то обнаружил, что иконы на месте нет. Не было в церкви и самого наставника – отца Петра, а службу вел отец Валерий. Дождавшись ее окончания, я подошел к священнику и рассказал, почему сюда приехал. Сначала он встревожился, решил, что я хочу забрать назад икону. Но окончательно все выяснив, поведал, что отец Петр отвез подаренную мною икону в православную мастерскую, чтобы одеть ее в подобающий оклад. На этом мы с ним и расстались.
А в августе прошлого года, когда я отметил в Евпатории свой достаточно солидный юбилей, меня в очередной раз потянуло в Игуменку. Доехав из Крыма через Харьков до украинско — российской границы, водитель нашего маршрутного такси, чтобы значительно сэкономить время прохождения пограничного поста, предложил пассажирам пройти пешком определенный отрезок дороги. Сам он, объехав эту часть территории, намеревался подобрать нас на другой, русской стороне, и довезти до места назначения. И вот я, давно уже не совершавший длинных пеших переходов, с сумкой на спине, как тот легендарный советский пограничник Карацупа со своим верным псом Индусом, рванул в Россию. И перейдя границу, с горем пополам в полдень добрался до храма. Войдя в него, сразу же обратил внимание, что службу проводил уже другой священник, как я позже узнал – отец Сергий. Боковым зрением увидел, что иконы все также нет в храме.
По окончании службы подошел к отцу Сергию, попросил у него частной беседы. Мы сели рядом на скамью, я представился, сообщил по какому поводу приехал из Крыма. Он внимательно слушал, а когда я спросил, где же «моя»икона, священник указал мне на алтарь, в центре которого она находилась. Отец Сергий поинтересовался, верующий, крещенный ли я, и как отношусь к Богу. Я ответил, что безбожник, атеист и «коммуняка». Но моя мама была глубоко верующим человеком и естественно, еще в младенчестве крестила меня. На что священник посоветовал не называться безбожником и атеистом, а судить себя по делам своим. Наш разговор длился очень долго, уже стало темнеть. В конце беседы отец Сергий спросил, буду ли я носить нательный крестик, который он хочет подарить мне от храма. Я немного задумался, но согласился. Он с радостью надел на меня крестик с надписью на обороте «Спаси и сохрани». Затем мы подошли к сохраненной иконе, я перекрестился и поцеловал ее. На том и закончился мой визит в мою родную православную обитель.
Выйдя из храма, я пошел в сторону маршрутной остановки, где надеялся «поймать» транспорт. По дороге решил передохнуть, сорвал пучок горькой полыни, полежал на зеленой траве и немножко собрался с мыслями… Вскоре увидел приближающиеся огни попутной машины, которую тормознул. Это оказалась «крутая» иномарка, за рулем ее сидел еще более крутой белгородский олигарх. Он согласился меня подвезти, и по дороге мы разговорились. Мужчина попросил рассказать кто я, откуда, что привело меня из Крыма в эту глухомань. И я открыто поведал ему свою историю, которая растрогала его до слез. Когда мы подъехали к Белгороду, я поинтересовался, сколько должен за проезд, но в ответ водитель махнул рукой, мол, ничего не надо.
Опять же, «по странному стечению обстоятельств», я успел на последнюю маршрутку на Харьков, в которой осталось одно свободное место, будто для меня! Переход через границу повторился, как и утром. Но у меня уже был достаточный опыт, и я как на крыльях перелетел на родную харьковскую землю. Вскоре увидел свой любимый Харьков, а через некоторое время и не менее любимую Евпаторию.
Немного позже узнал, что президенты России и Украины на деловой встрече в Донецке наконец-то договорились убрать «заборы» между нашими двумя славянскими, православными, исторически близкими народами и породнили их, как породнились ранее города Белгород и Евпатория.
Теперь вот и я говорю: «Слава Богу и миру мир!»
Дмитрий Лебедев.