После распада Советского Союза тысячи местных евреев решили искать убежище в США. В 1990 году там приняли закон, согласно которому в страну со всего мира могли приезжать представители религиозных меньшинств, подвергающиеся гонениям в собственной стране. Однако сейчас этому закону грозит опасность, ведь Вашингтон охватили бюджетные и политические войны.
Полина Литвин дорожит своим семейным фотоальбомом. В нем хранятся фотографии, сделанные еще тогда, когда она жила за Железным занавесом — в Украине.
Полина Литвин:
«Эту фотографию сделали во время войны. Вот я, а это моя сестра».
Госпожа Литвин родился в 1926 году. Она просматривает фотографии своих родителей и родственников. Она работала учителем в школе, а ее муж — инженером. Однако они были евреями, и именно поэтому их притесняли. Госпожа Литвин говорит, что с соседями у нее сложились довольно хорошие отношения.
Полина Литвин:
«Однако, мы не любили свое правительство Советского Союза из-за того, что нас не брали на хорошую работу».
Они с мужем пытались устроиться на хорошую работу, но им отказывали даже тогда, когда Советский Союз уже начинал распадаться.
Полина Литвин:
«О работе в институте или другом престижном месте можно было даже и не думать».
В 93 году в США выехал ее сын. После этого она со своим, сейчас уже покойным, мужем решили сделать то же самое.
Полина Литвин:
«Нас называли беженцами, потому что именно ими мы и были».
Кроме черно-белых и цветных фотографий у нее также появились новые красивые воспоминания о новой жизни в Нью-Йорке, которые не были бы возможным без так-называемой поправки Лаутенберга.
Марк Хетфил — это президент общества помощи еврейским иммигрантам. Он отмечает, что этот закон, внесенный сенатором Лаутенбергом.
Общество помощи еврейским иммигрантам, Марк Хэтфилд:
«Фактически дал советским евреям и евангельским христианам возможность просить правительство США о предоставлении им статуса беженцев, ведь сейчас иммиграционные службы обращают внимание не на их настоящую жизнь, а на преследования, которым эти группы подвергались в прошлом».
Однако сейчас поправка Лаутенберга переживает не лучшие времена. Эту программу удалось спасти в последние минуты длительных бюджетных дебатов. Но в этом году данная проблема может возникнуть вновь.
Хэтфилд надеется, что желание провести иммиграционную реформу подтолкнет законодателей оставить в ней все хорошее, что было в законе Лаутенберга.
Общество помощи еврейским иммигрантам, Марк Хэтфилд:
«Мы думаем, что государственный департамент и госсекретарь США смогут согласовать между собой то, каких групп касается этот закон».
Десять лет назад госпожа Литвин получила гражданство и говорит, что сейчас ей уже ничего больше не нужно.
Полина Литвин:
«У мены в жизни есть все необходимое».
Поток беженцев из бывшего СССР уменьшился после наплыва в начале девяностых годов прошлого века. Марк Хэтфилд из общества помощи еврейским иммигрантам говорит, что его организация до сих пор ежегодно помогает около 3000 человек разного вероисповедания и национальностей. Закон Лаутенберга является для них пока единственной надеждой, однако его судьба будет решаться в конце сентября во время бюджетных слушаний.
Стивен Фи, JN1, Нью-Йорк