С праздником еврейского Нового Года – Рош а-Шана – связано множество традиций, которым последователи иудаизма следуют на протяжении веков. Давайте поговорим об этих обычаях подробнее.
Чем Рош а-Шана отличается от праздника Нового Года в других культурах? Об этом мы спросили доктора Зви Шимона из Университета имени Бар-Илана.
Преподаватель Университета имени Бар-Илана Зви Шимон:
«Традиции празднования Нового Года есть почти в каждой культуре. Как правило, у представителей того или иного народа или вероисповедания есть календарь – это универсальная концепция. Системы летоисчисления весьма разнятся, однако у любой из них есть своя точка отсчета. Каждый этнос, по сути, создал свой праздник. В разных культурах на празднике царит определенная атмосфера. Что касается Рош а-Шана, он существенно отличается от новогодних торжеств в других культурах. Прежде всего, стоит отметить, что, те, кто его отмечают, испытывают чувство благоговения и душевного трепета. Мы также переживаем радость, но эта радость – духовная. Она появляется благодаря нашему осознанию смысла этого праздника. Это день, когда на трон взошел Всевышний. Мы признаем Бога, как Творца Вселенной. Появляется чувство трепета, а также радости, поскольку мы направляем свои стопы к Богу, становимся к Нему ближе. Человек переживает одновременно и эмоциональное напряжение, и душевный подъем».
Этот новый год станет 5774 в еврейском календаре. Но что означает эта цифра? Рабби Шабтай Раппапорт из Института Торы рассказал о системе летоисчисления, и вековых обычаях.
Рабби Шабтай Раппопорт:
«Несколько слов о том, как определяют дату еврейского Нового Года. Первый Рош-а-Шана праздновали спустя 400 лет после разрушения Иерусалимского Храма. Еврейский календарь не был автоматическим. Это календарь, который нужно было составлять каждый год, я бы даже сказал – каждый месяц. Этим занимался Великий Синедрион. Потом, когда он прекратил свою работу, нужно было придумать автоматический календарь. При этом его нужно было составить так, чтобы люди понимали, когда и что праздновать – чтобы еврейский народ не забывал о значимых событиях и торжествах. Календарь должен был работать сам по себе. Пятница 5773 года – хорошее начало, но я не думаю, что в этот день был сотворен мир. Дата была выбрана для удобства подсчета дней, месяцев и лет».
Хая Ницан с телеканала OROT, рассказывает о том, что на Рош а-Шана неспроста принято есть определенные продукты.
Эксперт портала orot.tv Хая Ницан:
«На Рош а-Шана мы переполнены радостными чувствами и хотим, чтобы у каждого из нас был хороший новый год. Праздничное меню составлено не просто так, оно отражает наши пожелания самим себе и друг другу. К примеру, на Рош а-Шана принято есть рыбу – а точнее голову рыбы, чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом». Чтобы почувствовать, что мы чего-то стоим, и что нас ценят другие. Вот что означает голова рыбы. Чтобы у каждого из нас был сладкий год. Следующий продукт, который мы окунаем в мед – это яблоко. Яблоко – это фрукт, с которым человечество знакомо со дня сотворения мира. Момент, когда мы обмакиваем его в мед, символизирует сладость, которую мы ощущаем с наступлением нового года. На Рош а-Шана мы также едим морковь. Название этого овоща на иврите звучит как «гезер». «Гезер» означает «Ши Йигзо Але ну Игзо о Товот», что переводится как «Бог даст нам только лучшее в течение года». «Гзера» означает, что Всевышний сделает так, чтобы в нашей жизни появилось место для хороших вещей и событий. Мы едим финики на Рош а-Шана, поскольку на идише их название звучит как «тамал». «Таму» означает конец. Мы не хотим больше находиться в окружении наших врагов. Мы хотим преуспеть. Хотим, чтобы в нашей жизни происходили только хорошие события, которые приносили бы нам хорошее настроение. Вот почему мы кушаем финики. Сладость продуктов на праздничном столе символизирует духовную сладость, к которой мы стремимся на Новый Год».
Доктор Шимон напоминает о том, что одна из главных традиций на Рош а-Шана – это игра на шофаре. Мы слышим звуки, которые призывают нас пробудиться.
Доктор Зви из Университета Бар-Илан:
«Когда мы слышим, как трубят в шофар – это сигнал к пробуждению, призыв к переменам, к движению в правильном направлении. Предполагается, что мы должны поразмышлять о том, как жили в прошлом. И что еще более важно – подумать о том, что будем делать в будущем. Какой станет наша жизнь? Важно принять определенные решения, двигаться дальше, чтобы осуществить желаемые перемены. Это время сказать себе – в своей жизни я хочу двигаться вот по этой дороге. Праздник Рош а-Шана мы воспринимаем всерьез, мы на самом деле раздумываем, молимся, делаем пожертвования, работаем, прикладываем усилия и Бог видит, что мы стараемся что-то изменить, – вот в чем идея пробуждения. Думаю, что это самый важный аспект праздника Рош а-Шана. Мы молимся, даем милостыню, делимся тем, что имеем, с родными и близким. Мы работаем, и Всевышний это видит – видит, что мы стараемся осуществить перемены. Пробуждение – главная и центральная идея этого праздника».
Теперь мы знаем все, что нужно для празднования Рош а-Шана. Остается хорошо отметить этот день.