В США отметили полвека со дня Марша на Вашингтон, когда Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитую речь под названием «У меня есть мечта». Эта акция имела огромное значение не только для афроамериканцев, но и для евреев, многие из которых были активными участниками движения за гражданские права.
28-е августа 1963 года. Люди с активной гражданской позицией под предводительством Мартина Лютера Кинга стекаются в Вашингтон. Но среди участников мирной акции протеста – не только афроамериканцы, но и евреи. Один из них – раввин Мэтью Саймон. Его отец – на фото он второй справа – был советником Мартина Лютера Кинга. Мэтью Саймон проделал путь из Калифорнии в Вашингтон, чтобы вместе с другими участниками демонстрации отстаивать социальную справедливость возле мемориала Линкольна. Раввин признался, что участие в марше его преобразило.
Раввин Мэтью Саймон, представитель общины бнэй-исраэль в Мэриленде:
«Это мероприятие дало мне мощный энергетический заряд и мотивацию. Благодаря ему я почувствовал, зачем я нахожусь там. Ведь если вы преодолели почти 5 тысяч километров, очень важно убедиться, что вы оказались в правильном месте».
Он чувствовал, что у еврейской и афроамериканской общин есть много общего в контексте духовного опыта.
Раввин Мэтью Саймон, представитель общины бнэй-исраэль в Мэриленде:
«Священное Писание остается Священным Писанием: это тот же текст. Как Мартин Лютер Кинг, так и другие темнокожие проповедники цитировали отрывки, которые звучат и во время иудейских церемоний. Эти слова знакомы каждому американскому иудею, католику или протестанту. Они находят отклик в сердце любого раввина. Мне было очень приятно видеть, что процитированные в таких обстоятельствах речи пророков Амоса, Осии и Исайи подтолкнули людей к реальным действиям. Мы сделали то, чего до нас не делал никто в Соединенных Штатах Америки».
По мнению политологов, евреи участвовали в борьбе за гражданские права не только благодаря общим с афроамериканцами источникам вдохновения, но потому, что они также стали жертвами дискриминации.
Сотрудник Смитсоновского музея афроамериканской истории и культуры Джон Франклин:
«В рамках движения за гражданские права было заключено множество союзов между еврейскими и афроамериканскими организациями. Многие представители еврейской общины иммигрировали в США после Второй мировой войны. Их очень прохладно встретили в университетах, где сейчас они могут свободно получать высшее образование и преподавать. Евреев, которые знали немецкий язык и занимались академической деятельностью в Европе, после эмиграции в США с радостью приняли на работу в колледжи и университеты, где традиционно учились темнокожие американцы».
По словам раввина Джеймса Рудина, евреи не только жили и учились рядом с афроамериканцами, но и помогли привлечь общественное внимание к проблеме соблюдения гражданских прав. Но это обрадовало не всех.
Бывший директор департамента по межрелигиозным отношениям Комитета американских евреев раввин Джеймс Рудин:
«Я считаю, что мы с коллегами сделали большой вклад в борьбу за гражданские права в США. Мы не были жителями штата Миссисипи, а приехали с Севера и Среднего Запада, поэтому наше участие в протестном движении привлекло повышенное внимание общественности. Нас высмеивали и критиковали, когда мы маршировали с транспарантами «Дайте моему народу проголосовать», «Голосование – это право американцев» или «Право голоса – каждому». Я чувствовал пренебрежение этих людей. Оглядываясь назад, я понимаю, что участие в марше требовало больше мужества, чем мне казалось тогда».
В 1963 году евреи со всех концов США приняли участие в марше на Вашингтон не только потому, что многие из них, как и афроамериканцы, столкнулись с дискриминацией, но и потому, что общий язык веры сделал их частью движения за гражданские права. И нет никаких сомнений в том, что многие достижения в этой области были бы невозможны без вклада представителей еврейской общины.
Лорна Шаддик, JN1, Вашингтон