Выступая на сессии Генассамблеи ООН, премьер-министр Израиля заявил, что Еврейское государство не допустит того, чтобы Иран разработал ядерное оружие, даже если для этого Израилю придется действовать самостоятельно. По словам Нетаньяху, попытка Рухани «задобрить» общественность – не более чем уловка, чтобы снять санкции с Ирана.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху:
«Да, я знаю, что риторика Хасана Рухани отличается от его предшественника — Махмуда Ахмадинежада. Но на самом деле, что касается подхода каждого из президентов к иранской ядерной программе, вот в чем их главное различие: Ахмадинежад был волком в волчьей шкуре, а Рухани – в овечьей. Действующий президент Ирана – волк, который полагает, что сможет закрыть шерстью глаза мировой общественности».
Заместитель министра обороны Израиля Дани Данон также раскритиковал Тегеран.
Замминистра обороны Израиля Дани Данон:
«Я опасаюсь того, что на Западе вздохнут с облегчением, а работы по обогащению урана и строительству ядерных объектов в Иране продолжатся. Все мы помним о том, что произошло с Северной Кореей. Из уст их лидера звучали сладкие речи, но в итоге северокорейцы создали ядерное оружие. Мы не можем допустить того, чтобы подобное произошло в случае с Ираном».
Жители Израиля поддерживают премьера Нетаньяху.
Житель Иерусалима Бени Коэн:
«Нетаньяху столкнулся с большой проблемой: с одной стороны, мировой общественности понравились заявления Рухани, но, с другой – Нетаньяху как человек, который в ответе за безопасность Еврейского государства, не может доверять Рухани. Последнего нельзя назвать другом Израиля».
Житель Иерусалима Бенджи Шер:
«Думаю, он прав. Нетаньяху говорит правильные вещи. Мы должны что-то сделать, пока не стало слишком поздно. Нет смысла ожидать каких-либо действий со стороны международного сообщества. Ведь мы можем упустить время. Лучшее, что мы можем сделать, – это поступить так, как считаем правильным. Мне кажется, это отличная идея».А вот реакция жителей Тегерана на выступление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху была несколько иной.
Жительница Тегерана Фариба Зардуст:
«Возможно, израильтяне и считают Рухани «волком в овечьей шкуре», а мы — нет. С тех пор как он занял пост президента, мировая общественность стала лучше относиться к Ирану».
Житель Тегерана Камран Джалали:
«Выступление Рухани на сессии Генассамблеи ООН было замечательным. Оно отличалось от выступлений его предшественника Махмуда Ахмадинежада. И сейчас, когда отношения между Ираном и Западом налаживаются, некоторые страны, в частности Израиль, а также радикально настроенные политики из США, недовольны этим».
Житель Тегерана Кейв:
«Израиль напоминает маленького ребенка, который чувствует, что его мать стала уделять ему меньше внимания. Например, израильтяне думают, что если отношения между Ираном и США улучшатся, международное сообщество станет уделять Еврейскому государству меньше внимания, чем это было во времена Ахмадинежада, и отношение к Израилю изменится. Собственно, сам Нетаньяху ведет себя как ребенок».
Израильский политолог Шмуэль Рознер считает, что Израиль не поддерживает намерение администрации Обамы наладить отношения с Тегераном, однако в правительстве Нетаньяху знают, что они не вправе критиковать Вашингтон за его миролюбивую позицию, поскольку это грозит изоляцией.
Израильский политолог Шмуэль Рознер:
«Для Израиля важно присутствие США на Ближнем Востоке, и чтобы Америкой руководил сильный лидер. Соединенные Штаты – это самый преданный союзник Еврейского государства. И если влияние США на Ближнем Востоке будет ослаблено, для Израиля это будут не очень хорошие новости. Израильтяне воздержались от критики в адрес Обамы и внешнеполитического курса США. Они понимают, что нет смысла вступать в споры с американским правительством по этому вопросу. А позднее в этом году Израиль наверняка захочет получить что-то взамен за свое хорошее поведение».
Претензии Израиля к Ирану, который стремится стать сверхдержавой на Ближнем Востоке, не ограничиваются одной лишь ядерной программой. К тому же из заявлений Рухани не понятно, прекратит ли Иран поддерживать такие военизированные группировки, как ХАМАС и «Хезболла», а также откажется ли он от производства ракет дальнего радиуса действия и пособничества в организации терактов против израильских объектов.