В Украине продолжаются акции протеста «Евромайдан». Лозунги митингующих уже давно вышли за рамки обычных призывов к интеграции с Евросоюзом. Украинцы требуют отставки правительства, а также наказать виновных за силовой разгон демонстрантов в ночь на 30 ноября.
По некоторым подсчётам на митинги вышел 1 миллион 200 тысяч украинцев. Такого большого числа демонстрантов не ожидали не только власти, но и оппозиция. Со времен Оранжевой революции 2004 года в стране происходят самые крупномасштабные протесты.
[Алексей Голобуцкий, политолог]:
«Евроинтеграция — лозунг более глобальный, чем 9 лет назад. Все-таки это — геополитический выбор страны».[Владимир Цибулько, политолог]:
«В 2004 году на Майдан выходили люди с остатками советского сознания, а сейчас на Майдане нет советских людей. Им не нужны политики, чтобы ими руководить. Они выходят сами отстаивать свои интересы».
Многие считают: если бы власти не прибегли к силовому методу, сами по себе акции протеста не достигли бы таких масштабов. Однако сегодня украинское общество негодует, в первую очередь, из-за жестокости украинского «Беркута», и лозунги за Европу отошли на второй план. В Интернете распространились кадры, где видно, как спецназ избивает лежащих демонстрантов дубинками и ногами. После того побоища десятки людей были госпитализированы, а еще 14 не могут найти.
[Леонид Кравчук, первый президент Украины]:
«Впервые Майдан на первых стадиях был неполитизированным, и впервые он был разогнан силой».
Три бывших президента Украины выступили с совместным заявлением. Они отметили, что страна погружается в глубокий политический кризис, который может иметь тяжелые последствия для всей Украины. Они выразили солидарность с мирными гражданскими действиями сотен тысяч молодых украинцев, а также призвали осудить жестокость, с которой действовали спецподразделения милиции и наказать виновных.
Шевченковский райсуд постановил взять под стражу 9 участников акции под Администрацией президента. Их привезли в суд прямо из больницы. Активистов обвинили в организации массовых беспорядков и участии в них. И теперь им грозит до восьми лет заключения.
Сейчас центр столицы остается перекрыт демонстрантами. Они заняли колонный зал мэрии и Дом профсоюзов, и продолжают блокировать Кабинет министров. Милиция дала протестующим 5 дней, чтобы освободить территорию у здания правительства, а премьер Николай Азаров пригрозил оппозиции уголовной ответственностью за причастность к блокированию административных зданий.
[Николай Азаров, премьер-министр Украины]:
«Некоторые политические силы, не имея никакого плана действий, превращают уличные протесты в насилие. Это — уголовные деяния».
Леонид Кравчук говорит: решить ситуацию в стране могут только мирные переговоры.
[Леонид Кравчук, первый президент Украины]:
«Наказать виновных, начать общенациональный «круглый стол», предпринять шаги для подписания евроассоциации, тогда Майдан сам разойдется — его роспускать не нужно».
Но по какому бы сценарию не развивались события, украинцы дали понять: они могут самоорганизовываться для отстаивания своих интересов. И для этого им уже не нужны политики.
NTD, Киев, Украина