Если американцев спросить о том, в какой сфере индустрии развлечений евреи проявили себя лучше всего, вам сразу скажут, что в кинематографе. Однако американский джазовый пианист Бен Сидран обращает внимание на то, что важную роль они также сыграли в развитии американской популярной музыки.
Учиться играть на фортепиано Бен начал в возрасте 5 лет. И с тех пор он успел выступить со многими известными во всем мире поп- и рок-исполнителями. Он играл с блюз-рок группой The Steve Miller Band, Эриком Клэптоном и The Rolling Stones. Сейчас Бен приехал в Европу на гастроли. Мы встретились с ним за кулисами одного из его концертов в Мадриде, и спросили о том, что вдохновило его на написание альтернативной версии «Великого американского песенника».
Джазовый и рок-пианист Бен Сидран:
«Я решил написать книгу, когда преподавал в Висконсинском университете курс под названием «От Ирвинга Берлина до Beastie Boys», на котором мы изучали историю популярной музыки XX века. Оказывается, что даже несмотря на то, что евреи составляют только 2 % от общего населения США, 80 % композиторов, исполнителей, продюсеров, руководителей высшего звена и адвокатов являются именно представителями еврейской общины. В книге под названием «There was a Fire: Jews, Music and the American Dream», я попытался рассказать о том, как евреи воплощали в жизнь свою Американскую мечту и об их вкладе в развитие популярной музыки».
На свое еврейское происхождение Бен не обращал должного внимания до тех пор, пока его сыну не исполнилось 5 лет. В своей книге Бен вспоминает о том, что именно в то время он, как отец, решил рассказать сыну о том, что значит быть евреем. Впрочем, многие современные американские евреи в музыкальной индустрии делают все с точностью до наоборот, полностью ассимилируясь с американским обществом.
Джазовый и рок-пианист Бен Сидран:
«Однажды Ирвинга Берлина спросили о том, помогло ли ему еврейское происхождение добиться успеха в карьере. Ведь он приехал в Соединенные Штаты Америки в шестилетнем возрасте и разговаривал только на идише. На что он ответил: «Нет, не помогло, потому что я — американец». Не забывайте, что именно он написал песню «White Christmas» и песню о Пасхе. То же спрашивали у Джорджа Гершвина, на что он ответил так же: «Нет, потому что я — американский композитор». Такой же ответ дал и Боб Дилан. Одна из причин, почему они ответили именно так, заключается в том, что в Америке такое сказать могли только настоящие евреи. Думаю, именно поэтому представители еврейской общины часто затрудняются говорить о своем значительном влиянии».
Несмотря на волнения о том, что межрасовые браки и низкий уровень рождаемости угрожает будущему еврейских общин США, Бен считает, что многие люди просто неправильно понимают историю евреев в Соединенных Штатах Америки.
Джазовый и рок-пианист Бен Сидран:
«Нельзя сказать, что евреи американизировались. Еврейское наследие в США и вклад представителей еврейской общины в развитие этой страны сложно переоценить. Поэтому в своей книге я хотел сделать акцент на всем еврейском. На фундаменте Статуи Свободы на бронзовой табличке написан сонет «Новый Колосс». Его автор – девочка еврейского происхождения Эмма Лазарус. Слова из этого стиха «Дайте мне ваших усталых, ваших бедных…» стали «американской мечтой». Позже именно они и стали так называемой «еврейской мечтой». Евреи США составляют практически половину численности евреев мира, поэтому неудивительно, что история США тесно связана с историей евреев».
Учитывая то, что в традициях представителей еврейской общины всегда присутствовал элемент устной передачи информации, Бен Сидран говорит, что стих «Новый Колосс» стал лозунгом Америки XX века.
Пол Уолш, JN1, Испания