«Дайте мне усталый ваш народ, всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде…» Эти слова американской поэтессы еврейского происхождения Эмми Лазарус выгравированы на статуе Свободы. Неудивительно, что евреи, которые иммигрировали в США, увековечили идею свободы и возможностей, которые им предоставила эта страна. На рубеже ХІХ – ХХ веков около двух миллионов евреев из Восточной Европы прибыли к берегам Америки. Эти люди сыграли важную роль в становлении молодого государства.
От Уолл-стрит до Бродвея, от Мэдисон-авеню до Музейной мили, – евреи помогали строить город, который никогда не спит. Майкл Блумберг был мэром Нью-Йорка на протяжении 12-ти лет. Вуди Аллен и Джерри Сайнфелд смогли раскрыть свой талант только в «Большом яблоке». Говоря о Бродвее, нельзя не упомянуть о драматурге Ниле Саймоне и музыкальной легенде Ирвинге Берлине. Евреи преуспели и в изобразительном искусстве: в Нью-Йорке был построен музей Соломона Гугенхайма, а одним из основателей Новой галереи стал предприниматель Рональд Лаудер, сын знаменитой Эсте Лаудер. При содействии евреев был основан и Нью-Йоркский музей современного искусства. Кроме того, в Нью-Йорке также начинали свою карьеру известные на весь мир дизайнеры Ральф Лорен и Диана фон Фюрстенберг.
Директор Еврейского общинного центра на Манхэттене раввин Джой Левитт:
«Евреям в США удалось достичь финансового благополучия. Это прекрасное место для жизни представителей еврейской общины».
Профессор Нью-Йоркского университета Хасиа Дайнер:
«Если посмотреть на то, как евреям удалось интегрироваться в американское общество, и на то, как этот процесс проходил в других государствах, то можно понять, что в США евреям было намного легче устроить свою жизнь».
Сефардские купцы впервые прибыли на территорию современного Нью-Йорка в 1654 году.
Профессор Нью-Йоркского университета Хасиа Дайнер:
«Многие из этих евреев потеряли родственников во времена Инквизиции в Португалии, поэтому не хотели оставаться в этой стране. На французском фрегате они направились к берегам Америки и попали, по сути, в голландскую колонию, – Новый Амстердам».
В колониальную эпоху небольшая еврейская община получила правовую защиту после Американской революции, когда была принята Конституция США и вступил в силу Билль о правах.
Профессор Нью-Йоркского университета Хасиа Дайнер:
«Согласно конституции, евреи имели те же права, что и другие белые люди. Американское общество было разделено по половому признаку и цвету кожи, а потому евреи были наравне с другими белыми людьми».
Отцы-основатели отделили церковь от государства и гарантировали евреям и другим религиозным меньшинствам право свободно исповедовать свою религию.
Профессор Нью-Йоркского университета Хасиа Дайнер:
«Евреи и другие белые жители США пользовались равными возможностями как в экономическом, так и в социальном, политическом и культурном плане».
Переломный момент наступил между 1880 и 1920 годами, когда около 2 миллионов евреев из Европы прибыли к берегам Америки в поисках работы и лучшей жизни. В Нью-Йорке представители еврейской общины поселились в многоквартирных домах в Нижнем Ист-Сайде вместе с другими иммигрантами.
Профессор Нью-Йоркского университета Хасиа Дайнер:
«Они могли быть теми, кем хотели. Они могли интегрироваться в американское общество, одновременно сохраняя еврейское самосознание. Никто бы не упрекнул их в том, что они не являются полноправными гражданами».
Евреи активно способствовали развитию всех сфер американской жизни. В то время в частном секторе существовала дискриминация, но ее проявления были незначительными. Доктор Рут Вестхаймер признается, что всегда будет благодарна США за возможности, которые ей подарила эта страна.
Сексолог доктор Рут Вестхаймер:
«Я стала известным сексологом и преподавателем сексологии. Сейчас мне 85, и я до сих пор говорю с людьми о сексе».
Доктор Вестхаймер родилась в Германии в 1928 году. Во время Холокоста она пряталась в детском доме в Швейцарии – так ей удалось выжить. Некоторое время женщина жила в Израиле, затем изучала психологию в Париже, а в 1950 году поселилась в Нью-Йорке.
Сексолог доктор Рут Вестхаймер:
«В этой стране у меня появились колоссальные возможности, несмотря на то, что у меня не было денег, когда я приехала. Тогда я зарабатывала доллар в час, и я до сих пор говорю с акцентом».
Впервые доктор Рут Вестхаймер откровенно заговорила о сексе на радио.
Сексолог доктор Рут Вестхаймер:
«Моя карьера могла начаться только в Нью-Йорке, поскольку этот город гостеприимно встречает эмигрантов из разных стран, людей разных национальностей, которые исповедуют разные религии».
К восьмидесятым годам прошлого века доктор Вестхаймер стала «иконой культуры»: она появлялась на телевидении, писала книги, а недавно на Бродвее поставили пьесу о ее жизни. Сейчас еврейская община в Нью-Йорке процветает: в городе и его окрестностях проживает около двух миллионов евреев, а это одна треть от общей численности еврейской общины США. Согласно последним данным исследовательского центра Pew, американские евреи гордятся своим происхождением: 94% опрошенных заявили, что высоко ценят наследие своих предков.
Основатель организации Manhattan Jewish Experience раввин Марк Вайлдес:
«В этом городе проживают ортодоксы, консерваторы, реформисты, ашкеназы и сефарды. Это просто удивительно! Такое разнообразие вдохновляет на новые творческие свершения».
Еврейский общинный центр в Верхнем Вест-Сайде представляет все многообразие общины города. Восьмиэтажное здание с тренажерным залом и двумя бассейнами предлагает посетителям всех возрастов массу увлекательных занятий.
Директор Еврейского общинного центра на Манхэттене раввин Джой Левитт:
«Ежедневно наш центр посещают 2,5 тысячи человек. Они приходят поплавать в бассейне, позаниматься в спортзале или на курсах, либо же приводят детей в детские группы, но на самом деле здесь они занимаются поисками себя, налаживают отношения с другими представителями общины и, надеюсь, приобщаются к еврейской культуре».
Израиль является одним из столпов еврейского самосознания. По данным опроса, проведенного исследовательским центром Pew, более 60% американских евреев чувствуют неразрывную связь с Еврейским государством. Благодаря программе «Таглит», которую основали филантропы Майкл Стейнхардт и Чарльз Брофман, более 230 тысяч молодых евреев со всей страны съездили в Израиль на 10-дневную экскурсию. Одной из участниц программы была 25-летняя жительница Нью-Йорка Шелби Бартельштейн. Благодаря «Таглиту» она в полной мере ощутила себя частью еврейской общины и осознала, сколько людей погибло во время Холокоста.
Актриса и продюсер Шелби Бартельштейн:
«Мы уже никогда не узнаем, как сложилась бы жизнь у всех, кто погиб во время Холокоста. Они навсегда лишились будущего. Когда я думаю об этом, то понимаю, что мой долг – сохранить еврейское наследие».
73% американских евреев всех возрастов считают сохранение памяти о жертвах Холокоста частью народного самосознания, – таковы данные исследовательского центра Pew.
Директор информационного отдела Музея еврейского наследия Бетси Алдредж:
«Каждый американский подросток из еврейской общины рано или поздно задает себе вопрос, почему для него важно быть евреем».
После Второй мировой войны около 200 тысяч жертв Холокоста иммигрировали в США. Музей еврейского наследия в Бэттери-парке считает своей основной задачей поделиться их историями с американцами. Искусство для евреев Нью-Йорка – это еще один способ поддерживать связь со своей культурой. В Еврейском музее проходит новая выставка работ Марка Шагала под названием «Любовь, война и изгнание». Здесь представлены картины художника, которые он написал в Париже до 1948 года.
Куратор выставки работ Марка Шагала в Еврейском музее Сьюзан Тумаркин:
«В конце 30-х годов прошлого века Шагал ощущал, что мир рушится, поэтому в его работах начали преобладать темные цвета и мотивы разрушения. От них веет зловещей чувственностью».
В 1941 году художник вынужден был бежать из оккупированной нацистами Франции в США. Вместе с семьей он поселился в Нью-Йорке.
Куратор выставки работ Марка Шагала в Еврейском музее Сьюзан Тумаркин:
«Во время Холокоста Марк Шагал находился в Нью-Йорке. События в Европе развивались стремительно. Он был очень обеспокоен происходящим и тем, что ничем не может помочь своим знакомым в Старом Свете. Переживания художника нашли отражение в его творчестве. На полотнах того периода можно проследить мотивы насилия и разрушения».
Евреи считают кинематограф лучшим способом рассказать о своей культуре. Показ документального фильма «Когда евреи были смешными» в рамках ежегодного Фестиваля еврейского кино собрал полный зал. Эта лента отвечает на вопрос, почему в 50-х и 60-х годах прошлого века среди американских стендап-комиков преобладали евреи.
Продюсер фильма «Когда евреи были смешными» Джефф Гликман:
«Когда вас так долго пытаются сломить, единственное, что остается – это смеяться над своими проблемами.Евреи лучше всех умеют превратить любую ситуацию в шутку».
По данным опроса, проведенного Исследовательским центром Pew, 42% американских евреев считают чувство юмора одной из основополагающих черт их самосознания.
Актриса и продюсер Шелби Бартельштейн:
«Думаю, что своим чувством юмора я обязана моей религии».
Кошерная еда также является немаловажным аспектом жизни еврейской общины. Шеф-повар ресторана Prime Grill в Среднем Манхэттене Давид Колоткин вывел кошерную кухню на новый уровень. Являясь настоящими шедеврами кулинарного искусства, его блюда еще и невероятно аппетитные. Гордость его меню – утиная грудка с лепешками из лебеды с капустой под клюквенным соусом.
Шеф-повар ресторана Prime Grill Давид Колоткин:
«Для меня наивысшая похвала – это когда посетители съедают в нашем ресторане полноценный обед, а затем удивляются, узнав, что он кошерный, когда им отказывают в просьбе добавить сливки в кофе. Это значит, что я хорошо справляюсь со своей работой».
Ортодоксальная община Нью-Йорка развивается активнее всего. Один из центров движения Хабад находится в районе Кроун-Хайтс в Бруклине. Благодаря усилиям последнего лидера Хабада Менахем-Мендла Шнеерсона по всему миру появилось более 7 тысяч общинных центров этого религиозного движения.
Ведущий представитель движения Хабад раввин Авраам Берковиц:
«Мы должны вдохновлять и просвещать людей. Именно этим ежедневно занимаются раввины и ребецин Хабада по всему миру».
Несмотря на то, что еврейская община Нью-Йорка продолжает активно развиваться, ее представителей продолжают волновать проблемы ассимиляции и смешанных браков. По данным Исследовательского центра Pew, более 30% американских евреев не состоят в браке. При этом количество смешанных союзов составляет 58%, а партнерами 70% евреев, которые вступили в брак после 2000 года, стали представители других этнических групп.
Основатель организации Manhattan Jewish Experience раввин Марк Вайлдес:
«Чувствами управлять невозможно. У наших бабушек и дедушек было еврейское самосознание, но оно, к сожалению, не передается с молоком матери».
Но можно научить молодежь соблюдать еврейские традиции. По словам раввина Вайлдеса, он основал организацию Manhattan Jewish Experience в 2000 году, чтобы приобщать ассимилированных евреев к культуре их народа с помощью уроков иудаизма и общественных мероприятий.
Директор еврейской школы «Рамаз» раввин Хаскель Лукштейн:
«Есть три важнейшие вещи, которые обеспечивают выживание еврейской общины: образование, образование и еще раз образование».
Раввин Хаскель Лукштейн является директором Первой современной школы для ортодоксальных иудеев «Рамаз». Это учебное заведение в 1937 году основал его отец.
Директор еврейской школы «Рамаз» раввин Хаскель Лукштейн:
«Для того, чтобы уменьшить количество смешанных браков, необходимо в первую очередь отдать как можно больше детей из общины в еврейские школы».
В настоящее время в школе «Рамаз» обучается 800 детей разных возрастов. А всего в Нью-Йорке и его окрестностях существует более 250 еврейских учебных заведений, от начальных школ до ешив. Раввина Шмули Ботича многие называют «раввином Америки». Он также критикует безразличие ассимилированных евреев, но с другой позиции.
Писатель, телеведущий, основатель Сети еврейских ценностей Раввина Шмули Ботич:
«Нужен другой подход. Надо не призывать ассимилированных евреев присоединяться к общине, а пытаться донести наши ценности до всего общества».
Популярность к раввину Ботичу пришла после публикации его книги «Кошерный секс». За ней последовало еще несколько книг, а также собственное телешоу «Мир дому», в котором раввин давал советы об отношениях в семье. Его друзьями стали многие американские знаменитости, среди которых Опра Уинфри, Мадонна и Майкл Джексон. По словам раввина Ботича, страна переживает кризис ценностей. Он считает, что исправить ситуацию и привлечь в общину молодых ассимилированных евреев поможет еврейская мудрость. Для решения этих задач раввин основал Сеть ценностей «Этот мир».
Писатель, телеведущий, основатель Сети еврейских ценностей Раввина Шмули Ботич:
«Цель нашей организации – изменить общество с помощью универсальных еврейских ценностей, продвигать нравственные и жизнеутверждающие идеи».
Нью-Йорк остается крупнейшим центром еврейской культуры в США, а многие считают, что в мировом масштабе он уступает только Иерусалиму. Мы продолжаем следить за развитием еврейской общины страны и попытаемся узнать, как евреи изменили облик Лос-Анджелеса, и чем живет молодая еврейская община Майами.
Джордана Миллер, JN1, Нью-Йорк