Во что встанет и сколько времени займет создание общероссийской платежной системы?
В чем интерес банков и в чем плюсы для простых граждан?
Идея создания в России национальной платежной системы, о необходимости которой заговорили после того, как в санкционной игре поучаствовали Visa и Mastercard, приблизилась к стадии реализации на минувшей неделе. Госдума обсуждает закон, а эксперты делятся соображениями.
Александр Жуков, заместитель главы правительства РФ: «У нас на сегодняшний день даже расчеты между российскими предприятиями могут вестись через иностранные клиринговые центры. Это ставит под угрозу функционирование российской финансовой системы и экономики. Поэтому прежде всего, конечно, собственная платежная система нужна для обеспечения расчетов внутри страны».
Михаил Задорнов, президент ВТБ24: «90% всех карточных расчетов идут внутри России. Это платежи в магазинах, получение заработной платы на карточки и снятие в банкоматах наличных. Вот эти 90% операций с пластиковыми картами будут гарантированы от любого внешнего воздействия при объединении банковских расчетных систем».
По разным оценкам, сроки создания — от двух месяцев до полугода. А вот выход на глобальную арену — если, конечно, будет поставлена такая цель, — займет годы. Так что пока для внешних расчетов и поездок за границу россиянам потребуется карточка одной из существующих международных платежных систем.
Рейтинговые агентства — отдельная тема. На днях Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Крыма. Там это восприняли как проявление информационной войны. Логично, считают эксперты.
Сергей Глазьев, советник президента РФ: «Получая команды из Вашингтона, рейтинговые агентства вынуждены считаться с этими командами, потому что они целиком находятся в зависимости от Министерства финансов США, где они зарегистрированы. И когда американский Госдепартамент начинает угрожать той или иной стране, автоматически они это транслируют на финансовый рынок как падение рейтинга этой страны. Поэтому политическая агрессия тут же переходит в финансовую агрессию».
Это вершина айсберга причин, по которым агентства вроде упомянутого S&P, Fitch или Moody’s могут снижать или накручивать рейтинг: экономисты из Heidelberg University пришли к выводу, что на искажение реальной картины способны влиять даже карьерные соображения или патриотические настроения персонала таких компаний. Зависеть от столь ненадежного инструмента — опасно. Выход — ориентация на свои рейтинговые агентства, работающие по понятным и прозрачным методикам.