В соответствии со ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
До 1.01.2016 года на территории Республики Крым контрольно-кассовая техника применяется в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 28.05.2014 №2183-6/14. Согласно этому постановлению на этот переходный период допускается применение как украинских регистраторов расчетных операций, так и российской контрольно-кассовой техники, модели которые включены в Государственные реестры.
С 1 января 2016 года законодательство РФ в указанной сфере вступает в действие в полном объеме.
Контрольно-кассовую технику можно не применять при получении наличных денег, которые не связаны с оплатой товаров (работ, услуг). Например, при возврате денег, выданных под отчет, или при возврате займа, а также уплате процентов по нему.
Обычные организации могут не применять контрольно-кассовую технику в следующих случаях:
1) при расчетах за услуги, оказываемые населению, если клиентам выдаются бланки строгой отчётности (Письмо Минфина от 24.05.2013 N 03-01-15/18798);
2) при розничной продаже товаров (кроме алкоголя, в т.ч. пива (п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ)), если по ней уплачивается ЕНВД и по требованию покупателя выдается документ (товарный чек, квитанция и т.п.), подтверждающий прием денег, содержащий следующие реквизиты:
– наименование документа;
– порядковый номер и дату документа;
– наименование и ИНН организации-продавца;
– наименование и количество оплачиваемых товаров;
– сумму оплаты;
– должность и Ф.И.О. лица, выдавшего документ, и его личную подпись;
3) при продаже через газетно-журнальные киоски газет, журналов и сопутствующих товаров, если доля газет и журналов в общем товарообороте 50% и более, а сопутствующие товары есть в перечне, утвержденном субъектом РФ;
4) при торговле с открытых прилавков на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, кроме торговли непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений;
5) при продаже лотерейных билетов;
6) при продаже питания школьникам и работникам школ во время учебных занятий;
7) при разносной торговле с ручных тележек, корзин, лотков, кроме торговли технически сложными товарами и продовольственными товарами, требующими особых условий хранения и продажи;
8) при торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
9) при торговле из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
10) при торговле вразвал овощами и бахчевыми культурами;
11) при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома;
12) при продаже ценных бумаг;
13) при торговле, в т.ч. алкоголем, в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном субъектом РФ (п. 4 Письма ФНС от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Справка: Согласно ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо используется с нарушением установленного законодательством порядка и условий её регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), – влечет предупреждение или наложение на граждан административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Межрайонная ИФНС России №6 по Республике Крым.