29 января в зале заседаний Симферопольской ГНС в АР Крым состоялось традиционное выездное заседание Крымского пресс-клуба. Его участниками стали руководитель пресс-клуба, Председатель Крымской республиканской организации Национального Союза журналистов Украины Людмила Хорошилова, Председатель ГНС в АР Крым Константин Циркун, его заместитель Сергей Крюков, руководитель пресс-службы ГНС в АРК Ольга Сверкунова, а также журналисты полуострова.
На встрече говорилось о том, что в современном украинском обществе средства массовой информации выступают связующим звеном между налоговой службой и налогоплательщиками, активно помогают населению повышать общий уровень налоговой культуры.
По результатам опроса жителей крымской автономии, более 90 процентов из них получают информацию о налогах именно из СМИ. В прошедшем году благодаря совместной работе представителей налоговой и прессы, в различных изданиях было опубликовано около 13 тысяч материалов по вопросам налогового законодательства и деятельности органов налоговой службы Крыма.
В настоящее время налоговая служба активно реализует стратегию, совместно определенную бизнесом и властью – преобразовывает налоговые структуры из фискального органа в сервисную службу.
Когда впервые была задекларирована идея ослабления фискального давления и перехода к партнерскому формату работы с отечественными налогоплательщиками не все верили, что они, лишившись жесткого контроля, будут добровольно платить налоги. Практика показала, что скептики ошибались. Лояльное отношение и равные для всех правила позволили продемонстрировать высокий уровень добросовестности и социальной ответственности отечественного бизнеса.
Это подтверждается и показателями поступлений налогов и сборов в АР Крым. Так по итогам 2012 года налогоплательщики полуострова перечислили в Сводный бюджет Украины на 1,1 млрд. грн. или на 21% больше, чем в 2011-ом. Общая сумма поступлений превысила 8 млрд грн.
Поступления Государственного бюджета увеличились на 360 млн. грн. (рост поступлений достигнут за счет налога на добавленную стоимость, акцизного налога, платежей за пользование недрами).
Доходы местных бюджетов увеличились на 710 млн. грн. (рост поступлений достигнут за счет налога на доходы физических лиц, акцизного налога, единого налога, платы за землю).
При этом более 90% поступлений составляет добровольная уплата задекларированных плательщиками обязательств.
В прошлом году в налоговых инспекциях Крыма были созданы сервисные центры по обслуживанию налогоплательщиков. Их работа полностью исключает многочасовые «хождения» людей по кабинетам и ожидания в очередях. А налоговые инспекторы, работающие в этих центрах, профессионально консультируют клиентов.
Об электронных сервисах
Специалисты Всемирного банка отмечают значительный прогресс Украины по такому показателю, как затраты времени на администрирование налогов. По рейтингам прошлого года, бухгалтеры и предприниматели тратили на налоговые процедуры в среднем 657 часов, а сейчас – 491 час.
В результате системной и целенаправленной работы Украина в рейтинге Doing Business 2012 года поднялась на 15 пунктов и заняла 137-е место.
Благодаря новым электронным сервисам, налогоплательщики сегодня могут контролировать состояние собственных расчетов с бюджетом и даже проверять налоговую добропорядочность потенциальных партнеров по бизнесу.
На данный момент функционируют следующие электронные сервисы:
— Реестр плательщиков НДС.
— Узнай больше о своем бизнес-партнере.
— Единая база налоговых знаний.
— Аккредитованный центр сертификации ключей.
— Пульс налоговой.
— Электронная отчетность.
— Аннулирование свидетельства плательщиков НДС.
— Адреса массовой регистрации плательщиков налогов.
— Проверка свидетельства плательщика единого налога.
Сейчас проводится работа по созданию электронного кабинета налогоплательщика, где будут собраны все базы данных воедино. Плательщик получит электронный ключ, с помощью которого сможет зайти в свой виртуальный кабинет, где программа сама сформирует ему декларацию. Все данные плательщика будут заложены в базу.
С целью привлечения налогоплательщиков к подаче отчетности в электронном виде, в 2012-ом на базе сервисного центра ГНИ в Симферополе организована бесплатная выдача сертификационных ключей, необходимых плательщику для согласования и предоставления налоговой отчетности. Уже на сегодня 97% плательщиков юридических лиц предоставляют отчетность в электронном виде.
В ближайшее время бесплатные электронные ключи можно будет также получить в Евпатории, Феодосии и Ялте.
Работа Онлайн службы «Пульс налоговой»
Данный сервис начал действовать с начала 2012-го и нашел положительный отклик среди плательщиков.
Около 100 крымчан в прошлом году воспользовались его услугами. Чаще всего на «Пульс налоговой» обращаются по вопросам деятельности налоговых органов, регистрации в качестве плательщиков и предоставления отчетности. Каждое обращение тщательно рассматривается, при установлении нарушений со стороны сотрудников налоговой службы оперативно принимаются меры по их устранению.
О либерализации законодательства
Президент Украины возложил на налоговую службу ответственность за проводимую реформу по либерализации налоговой системы в стране. По инициативе ГНС Украины внесены значительные изменения в Налоговый кодекс. Некоторые из них уже действуют с этого года.
В частности, коренным образом изменился подход к декларированию и уплате плательщиками налога на прибыль налоговых обязательств. Главной новацией является авансовая уплата налога, а также упрощение отчетности – декларация по налогу на прибыль будет предоставляться один раз в год. Установлены новые льготы в налогообложении прибыли предприятий – на 10 лет устанавливается льготная система налогообложения для субъектов индустрии программной продукции, для субъектов, реализующих проекты в приоритетных сферах экономики, также установлены льготные ставки. Упрощена процедура регистрации новых плательщиков НДС, а также жестко лимитированы сроки рассмотрения поданных заявлений. Плательщики единого налога 2-й группы будут предоставлять налоговую отчетность один раз в год и многое другое.
На пути усовершенствования налогового законодательства первоочередное внимание уделяется развитию малого бизнеса. Подтверждением этого являются изменения, внесенные в Налоговый кодекс Украины в части применения упрощенной системы налогообложения.
В сентябре прошлого года Председатель ГНС Украины Александр Клименко встречался с представителями бизнеса Крыма. В ходе встречи было высказано предложение по упрощению ведения налогового учета физическими лицами-предпринимателями. Реализуя пожелания плательщиков, ГНС Украины разработан порядок, предоставляющий физическим лицам-предпринимателям возможность вести учет в электронном виде. В настоящее время он находится на согласовании.
Инициативы бизнеса по упрощению процедуры уплаты налогов в сфере туризма были поддержаны Советом министров автономии. Основой для разработки предложений стали простота и прозрачность налогообложения для всех субъектов налоговых отношений, оказывающих услуги гостям полуострова и его жителям.
О теневой экономике
Налоговики полуострова принимают системные меры для борьбы с теневой экономикой. Так, внедрен ряд аналитических инструментов, например, рискоориентированная система мониторинга, позволяющая отслеживать налоговые риски и применение схем минимизации налогов без вмешательства в деятельность добросовестных налогоплательщиков.
Проводится глубокий анализ уплаченных налоговых обязательств, изучается финансовое положение плательщика. Это делается с целью четкого и безошибочного выявления нарушителей законодательства.
В 2012 году в два раза уменьшилось количество запланированных проверок предприятий, их было 222, а в 2011 — 478. Количество внеплановых проверок также сокращено, их было проведено 1814 (в 2011 – 1986).
По результатам этих проверок нарушителям доначислены налоговые обязательства и штрафные санкции на 143 млн. грн., что на 80 млн. грн. больше чем за 2011 год.
Вызывает обеспокоенность ситуация на рынке алкогольных напитков и табачных изделий. Несмотря на мораторий и сокращение количества проверок, штрафные санкции, примененные к субъектам, осуществляющим производство, хранение, транспортировку, реализацию подакцизной продукции увеличились на 2 млн. грн и составили 3,6 млн. грн.
В рамках поставленных задач в 2012-ом фактически исключены проверки на рынках, объектах выносной торговли, в небольших магазинах. Сотрудники налоговой проверяли эти объекты только на основании полученной информации о нарушениях плательщиками правил торговли, предоставления услуг с использованием РРО.
В 2012 году проведено 698 фактических проверок, что в 3 раза меньше чем в 2011 году. При этом их результативность увеличилась в 2,8 раза, финансовые санкции применены в сумме около 3 млн. грн.
Актуальная тема – нарушения при оформлении трудовых отношений с наемными работниками. В прошлом году при проведении проверок 490 СХД, которые были инициированы на основании заявлений граждан, выявлены значительные нарушения при оформлении работников и выплате им заработной платы. По итогам этих проверок доначисления налога на доходы физических лиц превысили 18 млн. грн., а штрафные санкции применены в сумме более 7 млн. грн.
Недавно налоговики начали проводить анкетирование среди налогоплательщиков, как наемных лиц, так и работодателей. Опрос проводили на предприятиях торговли и общественного питания, расположенных в центре Симферополя. Возраст респондентов в основном не превышал 30 лет. Анализ анкет показал, что в большинстве случаев граждане не ориентируются в вопросах, связанных с исполнением своих обязательств по декларированию доходов, уплате налогов, а также своих правах, регламентированных Налоговым кодексом, в частности, в возможности получать налоговую скидку. Мало кто знает о новом налоге на недвижимое имущество.
У четверти респондентов нет уверенности в своем официальном трудоустройстве, 50 процентов людей получают заработную плату ниже минимального размера и она выдается работодателями с нарушениями сроков – один раз в месяц, у 30 процентов рабочий день превышает 8 часов.
Отдельные собственники торговых объектов не дали согласия на проведение анкетирования своих сотрудников. Очевидно, их отказ связан с аналогичными проблемами в сфере соблюдения трудового законодательства и прав наемных работников.
На многих предприятиях торговли и общественного питания отсутствует информация о субъектах хозяйствования, а ведь лицензии, патенты на ведение отдельных видов деятельности, свидетельства плательщика единого налога должны быть размещены в доступных для потребителей местах. Регистраторы расчетных операций спрятаны от глаз покупателей и кроме крупных торговых центров чеки РРО покупателям не выдаются.
Обязательства бизнеса перед государством
В условиях реформирования нологовой службы ее сотрудники хотят видеть адекватную реакцию представителей бизеса на их действия, а именно, отказ от:
— схем минимизации, которые позволяют скрывать реальные налоговые обязательства;
— практики сокрытия наличной выручки;
— выплаты заработной платы в конвертах;
— использования труда работников, которые не оформлены в соответствии с законодательством;
— услуг «конвертационных центров».
Специалисты ГНС ждут не только от предпринимателей, но и от всех работающих крымчан добровольной уплаты налогов. Сегодня их действия направлены на максимальное привлечение к декларированию граждан, кто получал в прошлом году доходы и которые в соответствии с действующими налоговыми нормами должны быть задекларированы.
В этом году значительно упростилась процедура предоставления декларации об имущественном положении и доходах, теперь ее можно предоставить в электронном виде, получив ключ электронной цифровой подписи.
Налоговики также сегодня активно информируют граждан о порядке уплаты нового налога – налога на недвижимое имущество.
Татьяна Миролюбова
фото Алексея Гладкова