Каждый год, 23 марта, под эгидой ООН отмечается Всемирный день метеорологии. Именно в этот день в 1950 году вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации. И вместе с многотысячной армией «стражей» погоды этот праздник по праву отмечают военные метеорологи Морской авиационной бригады Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины.
С момента своего появления авиация постоянно находится в прямой зависимости от состояния атмосферы. Именно погода оказывает существенное влияние на условия эксплуатации авиационной техники, средств обеспечения полетов и работу служб аэродрома.
Ежедневно военные метеорологи проводят круглосуточное наблюдение за метеорологической и орнитологической обстановкой, собирают данные фактических метеонаблюдений, воздушной и радиолокационной разведки погоды, аэросиноптичних карт и материалов. Такая работа проводится для лучшего представления атмосферных процессов с учетом фактической и ожидаемой погоды не только на аэродроме базирования бригады, но и на других, запасных, аэродромах. Кроме того, составляется прогноз погоды для самолетов, выполняющих полеты по конкретным маршрутам.
По словам инженера метеорологической группы бригады капитана Александра Большакова, личный состав подразделения готов в любую минуту предоставить командованию рекомендации по наиболее эффективному применению авиации в существующих метеорологических условиях.
— В соответствии со своими обязанностями наше подразделение регулярно составляет прогноз погоды в трехсуточный период. О нем мы докладываем командованию бригады, группе управления полетами, летному составу, а также специалистам аэродромных служб. В случае ожидаемого ухудшения метеоусловий, проводим более тщательный анализ, чтобы своевременно предупредить об ухудшении погоды. После получения информации о штормовом предупреждении, личный состав швартует лопасти винтов вертолетов, аэродинамические рули самолетов, закрепляет антенны, мачты, проверяет технику на стоянках, — рассказывает капитан А. Большаков.
Стоит отметить, что военные летчики постоянно находятся в состоянии боевой готовности. Вместе с экипажами несут боевое дежурство и военные метеорологи, которые всегда предоставляют необходимую информацию о метеообстановке.
Конечно, скептики могут задать иронический вопрос: а сбываются ли прогнозы синоптиков? Как поясняют специалисты, правдивость прогноза зависит от его долгосрочности и особенностей определенной местности. Если рассматривать территорию аэродрома и схему полетов по маршрутам, то прогноз, который военные метеорологи составляют на сутки, как правило, будет оправдан на 90 %. Соответственно, точность прогноза на двое-трое суток, несколько уменьшается. Кроме того, при составлении прогноза многое зависит от общей аэросиноптичной ситуации над Европой и Средиземным морем.
Крымская погода очень капризна. И сегодня метеорологи Морской авиационной бригады на собственном опыте ощущают, что проблема изменения климата давно вышла за пределы теоретических предположений ученых. Сегодня существенные изменения постоянно происходят в природе. Так, при выполнении полетов на аэродроме часто наблюдается явление, которое синоптики называется «сдвигом ветра».
Опираясь на данные климатического описания аэродрома, инженер метеорологической группы капитан Александр Большаков рассказал, что отдельные непредсказуемые изменения погоды наблюдаются все чаще, и приобретают уже характер тенденции.
— Данные показывают, что сильных порывов юго-восточного ветра над нашим аэродромом не наблюдается. Также при юго-восточном ветре здесь не бывает тумана. Однако в прошлом году при таком ветре мы видели, как аэродром неожиданно закрыло туманом. Это нонсенс, который не прописан в учебниках и противоречит законам физики атмосферы. Еще мы зафиксировали юго-восточный ветер силой до 12 метров в секунду. Опять-таки, этого не должно было случиться, поскольку согласно климатическому описанию на юго-востоке аэродром закрыт от ветров хребтом Крымских гор. В общем, такие «сюрпризы» не очень приятны, особенно если в воздухе находятся летательные аппараты. По этому поводу мы уже разработали определенные рекомендации для командования, чтобы стихия не смога застать летчиков врасплох, — поделился своими наблюдениями Александр Большаков.
Для составления прогнозов погоды и проведения полетов метеорологи используют проверенные временем приборы — термометры, барометры, анеморумбометры, регистраторы высоты нижней границы облачности и более сложную технику — метеорологический радиолокатор МРЛ-5, который предназначен для обнаружения зон опасных погодных явлений.
По словам оператора метеорологической станции прапорщика Руслана Пикуля, с помощью МРЛ-5 можно выявлять и определять характеристики таких атмосферных явлений как гроза, град и ливень, провести классификацию облаков, а также определить направление и скорость их движения. Данный локатор эффективно используется при проведении летных смен, когда существует вероятность возникновения указанных явлений погоды. Радиус его действия составляет 200 км. Обнаруженные опасные зоны оператор классифицирует и докладывает о них дежурному синоптику.
Механик-метеонаблюдатель метеорологической группы старший матрос Татьяна Гайзер пояснила, что данные метеонаблюдений ежечасно заносятся в специальный журнал — «Дневник погоды». Такие журналы хранятся долгое время. Каждые 5 лет на основании записей делается уточнение авиационно-климатического описания аэродрома. Это огромный и кропотливый научный труд, который выполняют все специалисты метеорологической группы.
Кроме составления прогнозов погоды, военные метеорологи занимаются еще и орнитологией. Возможно, что для человека непосвященного, эта задача покажется не такой уж и важной. Однако факты указывают на обратное. Первое зарегистрированное столкновение самолета с птицей произошло более ста лет назад в американском штате Калифорния. И в связи со стремительным развитием мировой авиации появилась отдельная наука — авиационная орнитология, которая выявляет закономерности столкновения птиц с самолетами, описывает биологические и технологические способы их предотвращения. По последним данным Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрирует в мире около 5 тысяч случаев столкновения воздушных судов с птицами. Каждое четвертое столкновение заканчивается серьезным повреждением конструкции самолета, вертолета, их винтов, двигателей и кабины. Очень часто итогом неожиданной встречи живой и «железной» птиц является авиакатастрофа. Такие случаи не редки и в военной авиации разных стран мира.
Четыре раза в год военные метеорологи бригады проводят орнитологическое обследование аэродрома и всей прилегающей территории в радиусе 10 км, где могут питаться или гнездиться различные пернатые. Цель исследований – выяснить, как изменяется видовая и количественная популяция птиц. Эта работа проводится исключительно в интересах обеспечения безопасности полетов. Собранная информация тщательно документируется. На основании полученных данных метеорологи корректируют схему орнитологической обстановки в районе аэродрома.
Следующий шаг — мероприятия, направленные на уменьшение популяции птиц в этом районе. В первую очередь все водоемы, расположенные рядом со взлетной полосой, закрываются от водоплавающих птиц железной сеткой. Вблизи авиационных стоянок, взлетной полосы и рулежных дорожек не должно быть высокой растительности. Допускается только низкорастущий зеленый покров, например клевер. Эта культура не создает высоких зарослей, где могут скрываться мелкие грызуны и вить гнезда птицы. Также на аэродроме не должно быть прожекторов белого цвета. Как выяснилось, он привлекает насекомых, следом за которыми летят птицы, которые на них охотятся. Поэтому в прожекторы вставляют специальное оранжевое стекло.
По мнению начальника метеорологической группы бригады майора Александра Тищенко, многие виды птиц длительно живут вблизи аэродрома, поэтому хорошо адаптировались к условиям существования рядом с авиационной техникой. Они давно не боятся самолетов и вертолетов, знают, как уклоняться, чтобы не попасть под винты или в воздухозаборники двигателя.
— Как оказалось, среди птиц, обитающих вблизи нашего аэродрома, наиболее бестолковые и неадекватные — чайки. Доставляют беспокойство и скворцы, которые собираются в огромные стаи численностью до нескольких тысяч. Из числа наиболее адаптированных и самых умных птиц я бы отметил ворон. Однако эти «интеллектуалы» создают нам много проблем. Иногда, чтобы заполучить ядра грецких орехов, вороны, которых мы называем «чайки в бушлатах» бросают орехи с высоты на бетон взлетной полосы. Орехи разбиваются, вороны съедают ядра, а скорлупки…вынужден убирать личный состав батальона аэродромно-технического обеспечения.
Также хорошо приспособились для жизни на аэродроме сороки и хищные птицы семейства соколиных. Недалеко от метеостанции уже много лет живет пара соколов. Они хорошо себя чувствуют, выводят потомство, у них есть своя «зона полетов», в рамках которой они охотятся за мышами.
Что касается перелетных птиц, то здесь ситуация выглядит более сложной и требует систематического контроля и анализа. Чем больше размеры птицы, тем большую угрозу для воздушного судна она представляет. И борьба за господство в воздухе тут идет нешуточная. Возможно, многие не знают, что горные гуси способны выполнять свои перелеты на высоте более десяти тысяч метров. Именно над нашим аэродромом проходят старинные пути миграции птиц. Кроме метеорологов, движение птиц отслеживают и другие аэродромные службы. Наблюдение проводится не только визуально, но и на индикаторах локаторов.
Дело в том, что стаи больших птиц, таких как журавли, лебеди, гуси, дают яркие засветки на экране локаторов. Поэтому мы учим наших операторов, как отличить стаю птиц от самолетов и облаков. Орнитологическую обстановку мы отражаем на специальном планшете. Эта информация используется летчиками при подготовке к полетам, — завершает свой рассказ майор Александр Тищенко.
Говоря о службе в морской авиации ветеран военной метеорологии Виктор Исаев уточняет, что метеорологу, который долгое время прослужил на аэродроме, расположенном на берегу моря, всегда рады на любом другом аэродроме. Поскольку такой специалист обладает огромным багажом знаний и практическим опытом. Ведь если на суше есть метеостанции или иные средства, которые позволяют заранее узнать о надвигающемся циклоне, то далеко в открытом море метеопостов нет, и корабли бывают там нечасто. Именно поэтому среди приоритетов у метеорологов бригады морской авиации на первое место выходят профессионализм, знания местных погодных особенностей и интуиция.
Сергей ОСИПОВ