В музее Гуггенхайма в Бильбао открылась выставка под названием «Искусство войны». В рамках этой экспозиции представлены работы французских художников, посвященные Второй мировой войне и периоду нацистской оккупации Франции.
Французских художников, творивших в начале 40-х годов прошлого века, можно условно разделить на 2 лагеря: те, чье творчество получало одобрение представителей режима Виши и нацистов, и те, кто работал, так сказать, в подполье.
Заместитель директора музея Гуггенхайма Люсия Агирре:
«В тот исторический период во Франции работало много художников. Некоторые из них впоследствии стали знаменитыми, другие же так и остались неизвестными широкой публике. Но их объединяло то, что все они по-своему противостояли оккупационному режиму. Нам даже сложно представить себе, в каких условиях им приходилось творить. Но, несмотря ни на что, им удавалось создавать шедевры, их картины полны человеческого достоинства. Они противостояли тем художникам, которые переметнулись на сторону властей».
Поразительно, но во время Второй мировой войны художники находили возможность творить даже в стенах концентрационных лагерей. Именно творчество было чуть ли не единственной отрадой для узников лагерей смерти.
Заместитель директора музея Гуггенхайма Люсия Агирре:
«В этой галерее представлены работы художников, находившихся в концентрационных лагерях на территории Франции. В основном туда доставляли представителей еврейской общины, а также военнопленных и мирных жителей из стран Восточной Европы. И стоит отметить, что условия в этих лагерях были намного хуже, нежели в тех, которые находились на территории Испании во время нахождения у власти Франциско Франко. Работы узников французских концлагерей больше похожи на предсмертные записки, ведь многие из них впоследствии оказывались в таких лагерях, как Аушвиц. Многие из них не дожили до окончания Второй мировой войны».
Соломон Роберт Гуггенхайм — американский меценат еврейского происхождения, выходец из Швейцарии. После его смерти в 1949 году музею, в котором находились работы из его коллекции, присвоили его имя. Музей в Бильбао является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Заместитель директора музея Гуггенхайма Люсия Агирре:
«На этой выставке представлен целый ряд экспонатов, предоставленных нам другими музеями, в частности Еврейским музеем в Нью-Йорке, «Мемориалом Шоа» в Париже. Некоторые картины к нам доставили из Еврейского исторического музея в Амстердаме. Также мы представили посетителям коллекцию работ Шарлотты Саломон, художницы из еврейской семьи, которая вместе с родными уехала из Германии во Францию во время Второй мировой войны. Но ее жизнь сложилась трагично, ее забрали в концентрационный лагерь во Франции, откуда через некоторое время ее перевели в Аушвиц. Она умерла в возрасте 26 лет. Шарлотта использовала любые подручные материалы для создания своих картин. Это сейчас художники могут приобрести все необходимое в магазине. А в условиях пребывания в лагере смерти найти холст, масляные краски, акварель, или даже кусочек бумаги было крайне сложно, если возможно вообще. Также на выставке представлена работа Феликса Нуссбаума, которую мы получили от сотрудников Новой галереи в Нью-Йорке. История жизни Нуссбаума схожа с историей Шарлотты Саломон. Художник также скончался в концентрационном лагере Аушвиц».
Посетительница выставки Дэниз Кери:
«Я поражена тем, как художникам в концентрационных лагерях удавалось создавать такие поразительные работы. Они были волевыми личностями и творили невзирая ни на что».
Посетитель выставки Диего Нуньез Дуран:
«Эта выставка рассказывает об очень грустной странице в истории Франции и всего еврейского народа».
— Что заставляло художников продолжать творить в таких условиях?
Заместитель директора музея Гуггенхайма Люсия Агирре:
«Для них творчество было способом сохранения собственного достоинства и демонстрации сопротивления оккупационному режиму. Ведь тогда намеренно создавались условия, в которых человек не может думать о творчестве вообще».
500 работ, представленных в музее Гуггенхайма в Бильбао, являются лучшим свидетельством того, что человек может творить, невзирая на любые жизненные обстоятельства. Дух сопротивления тех времен до сих пор жив в картинах.
Пол Волш, JN1, Бильбао