Шавуот является одним из трех крупнейших праздников в иудаизме. Слово «шавуот» переводится с иврита как «недели» и обозначает семинедельный период между праздником в память об исходе евреев из Египта и праздником дарования Торы еврейскому народу.
— Что же иудеи празднуют в Шавуот?
Член организации Aish TLV раввин Шломо Чен:
«В основе праздника Шавуот лежит тот день, когда Господь явился Моисею на горе Синай и даровал Тору еврейскому народу, освобожденному из египетского рабства. Вместе с Торой иудеи получили десять заповедей, и случилось это на шестой день месяца сивана. Тогда же и принято отмечать Шавуот. Само это слово переводится как «недели». Что же это за недели? Тут имеются в виду семь недель, которые отсчитываются от праздника Песах. Подобно тому, как приготовления к традиционной свадебной церемонии длились семь дней, так и мы стали нацией в течение семи недель со времени освобождения Господом евреев. Если говорить языком метафор, то можно назвать Тору кольцом, которым Всевышний обручился с еврейским народом. Это поворотный момент наших отношений с Господом».
В ночь праздника раввины, их ученики и верующие по всей стране бодрствуют и занимаются изучением Торы. Этот обычай символизирует ожидание воссоединения еврейского народа с Господом.
Член организации Aish TLV раввин Шломо Чен:
«Современные евреи отмечают Шавуот, собираясь вместе для изучения Торы, поскольку мы верим, что каждый праздничный день иудейского календаря был провозглашен таковым не случайно. Это особенный период, имеющий для верующих духовное и мистическое значение. В это время много лет назад нам была дарована Тора. Пусть мы не можем получить ее снова, но в память о чудесном явлении Господа мы читаем ее вновь и вновь и проникаемся сокрытой в ней мудростью. Духовное значение этого праздника заключается в том, что жители всей страны – религиозные и светские, которых учили разные раввины, разные духовные наставники, проповедующие разные взгляды на текст Торы, – собираются вместе для того, чтобы вновь перечитать и понять этот священный текст. Он был дарован Моисею много тысяч лет назад, но мы уверены, что и современные иудеи имеют возможность постичь его. Этим убеждением мы делимся со всеми, кто приходит преподавать и изучать Тору».
В свою очередь, многие светские евреи в Израиле наслаждаются культурными аспектами праздника Шавуот.
Житель Тель-Авива Эхуд Леви:
«Мое самое яркое воспоминание о празднике Шавуот связано с теми временами, когда мы с друзьями из нашего района наполняли водой различные емкости и обливали крыльцо и лестницы соседних домов. В этот период устраивается множество вечеринок с водой, которую расходуют в огромных количествах. Вода символизирует переход от зимы к весне. Вот что такое Шавуот для меня».
Житель Бней-Циона Илай Лэкхам:
«Для нас это большой праздник. Мы наслаждаемся выходными днями и едим множество блюд с сыром: сырные салаты, сэндвичи с сыром и так далее».
Жительница Тель-Авива Мелисса Марковиц:
«Во время этого праздника мы едим молочные продукты, а особенно любим чизкейки».
Житель Бней-Циона Илай Лэкхам:
«В прежние времена израильские девушки на Шавуот занимались поисками жениха и наряжались для этого в белоснежные платья».
— Зачем носить белое и есть молочные продукты?
Член организации Aish TLV раввин Шломо Чен:
«В Шавуот израильтяне питаются исключительно молочными продуктами. Причина в том, что, согласно традиции, еврейский народ поднялся на очень высокий уровень, когда ему была дарована Тора. В то время мы были практически как Адам и Ева до своего изгнания из эдемского сада. Они не употребляли в пищу мясо и ели одни лишь овощи. Они питались исключительно продуктами неживотного происхождения. Современные иудеи, воздерживаясь от мяса в праздничные дни, вновь поднимаются до уровня тех, кому была дарована Тора. Этот праздник духовно объединяет евреев. Что же касается одежды, то носить белое – это как быть ангелом, ведь белый – это цвет ангельских одежд. Мы как будто возвращаемся в Эдем, где люди также ели только молочные продукты, овощи и фрукты, и становимся безгрешными. Посредством Торы Господь передал нам мудрость мира. Одеваясь в белое, мы достигаем такого же духовного уровня, как на Йом-Киппур, когда иудеям отпускаются все грехи».
Мы оделись в белое, запаслись молочными продуктами и официально готовы встречать праздник Шавуот. Хаг Самеах, с праздником!
Сиван Равив, JN1, Израиль