Еврейской культуре более 4000 лет. За долгий период своего существования она обогатилась многими обрядами и традициями, которые евреи во всем мире чтят и по сей день. Одним из таких обрядов считается бар-мицва, которая знаменует собой вступление мальчика в религиозное и правовое совершеннолетие.
— Что для тебя бар-мицва?
Марк Белкин:
«Это значит, что теперь я буду делать многие вещи самостоятельно. Я больше не буду так сильно полагаться на родителей. В глазах членов общины я теперь взрослый».
Обряд бар-мицвы Марка Белкина состоялся не в синагоге, а в поместье, ранее принадлежавшем известному семейству Ротшильдов. Сейчас там находится Еврейский музей Франкфурта.
«Мне кажется, это особенное место для всех представителей еврейской общины. На обряд бар-мицвы Марка пришло много наших друзей с их семьями. Я очень счастлив».
Раввин Элиза Клапчек:
«Я бы назвала именно этот обряд бар-мицвы очень необычным. Мы отошли от традиционного ритуала и прочитали несколько молитв не только о наших праотцах, но и о наших праматерях, чтобы подчеркнуть важность женского рода в сохранении еврейских традиций».
Для отца Марка Белкина Дмитрия и его дедушки Якова, иммигрировавших в Германию из России, эта бар-мицва стала очень важным событием в жизни. В СССР большинству евреев удалось сохранить свою национальную идентичность только благодаря строчке в их паспорте, где было написано «Национальность: Еврей».
— Символично ли, что на бар-мицве присутствуют три поколения семьи?
Раввин Эндрю Штайнман:
«Да, это очень символично. Я хорошо знаком с этой семьей. К сожалению, связь со многими представителями еврейской общины, проживавшими на территории бывшего СССР, утрачена навсегда. Но я рад, что семье Белкиных удалось сохранить свою национальную идентичность и не забыть о своих корнях. В СССР проведение церемоний бар-мицвы было запрещено».
— Яков, расскажите, что Вы чувствовали во время обряда? Это особенный день для Вас?
Яков Белкин (дословный синхрон):
«В моей семье этого не было, к сожалению, в советское время. Но сейчас я ощущаю такой подъем на сегодняшнем бар-мицве, на празднике. Я вижу эти лица, и я, кажется, прихожу опять к вере. Клянусь».
— Что это значит для тебя?
Марк Белкин:
«Я даже не знаю, как это описать. Я чувствую себя взрослым».
— И как это?
Марк Белкин:
«Наверное, я чувствую себя взрослее и старше».
Церемония бар-мицвы Марка, которая состоялась в Еврейском музее Франкфурта, сочетала в себе традиционные и неканонические элементы. В зале играла музыка самых разнообразных стилей – от еврейской народной, до джазовой и даже российского диско.