В третье воскресенье июня народ Украины отмечает День медицинского работника. Вместе с многочисленной армией представителей самой гуманной профессии этот праздник по праву отмечает медицинский персонал медицинского пункта морской авиационной бригады Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины во главе с майором медицинской службы Олегом Янковским.
Уже давно не секрет, что современный военный самолет или вертолет стоит на рынке вооружения от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов долларов. Однако, сколько бы ни стоили эти «летающие чудеса современных технологий», жизнь людей, которые ими управляют, всегда бесценна. Поэтому неслучайно за время существования военной авиации были разработаны конкретные меры по сохранению здоровья летного состава авиационных частей.
По словам врача медицинского пункта морской авиационной бригады ВМС Украины старшего лейтенанта медицинской службы Александра Баранюка, главная задача медиков – максимально помочь летчику в его тяжелом ратном деле. В процессе полетов врачи постоянно наблюдают за состоянием здоровья летного состава, при этом они учитывают показатели медицинских осмотров с целью раннего выявления заболеваний и переутомления.
Каждый раз перед началом, между и в конце полетов медики тщательно осматривают летчиков. Все это необходимо для того, чтобы своевременно выявить изменения в состоянии здоровья пилотов. Как правило, каждый медосмотр начинается с индивидуального опроса о самочувствии летчика, продолжительности его сна (перед полетами человек должен спать не менее восьми часов), о качестве отдыха, питания, способности переносить боевые полеты. Медики всегда обращают внимание на любые отклонения в эмоциональном состоянии военнослужащего, проводят осмотр верхних дыхательных путей, проверяют пульс, артериальное давление, носовое дыхание и измеряют температуру тела.
Офицеры группы руководства полетами и парашютисты также проходят медицинское обследование. Начальник медицинской службы предоставляет допуск и контролирует летный состав при выполнении полетов.
Ежегодно летчики направляются на летно-врачебную комиссию, которая дает разрешение на полеты.
Кроме контроля за состоянием здоровья личного состава бригады, военные врачи внимательно следят за укомплектованностью бортовых аптечек летательных аппаратов, выбором ростовок и правильностью подготовки специального снаряжения и средств спасения.
В военной авиации есть такое понятие – медицинский пункт аэродрома. Как правило он разворачивается на базе санитарного автомобиля, комплектуется тремя видами укладок (медикаменты, постельное белье и огнетушитель). Все время полетов на аэродроме обязательно присутствуют начальник медицинской службы (или его заместитель), дежурный фельдшер и водитель.
При выполнении парашютных прыжков медицинский пункт аэродрома разворачивается непосредственно на площадке, где будут приземляться парашютисты. Таким образом медики имеют возможность непосредственно контролировать их приземления. Если парашютист упал или получил какую-то травму, они сразу готовы оказать неотложную помощь.
– Именно такой случай произошел на нашем аэродроме в 2007 году, – вспоминает старший лейтенант Александр Баранюк. – При выполнении прыжков у одного из парашютистов стропа закрутилась вокруг шлема и сжала шею. От удушения военнослужащий фактически потерял сознание. То, что у десантника какие-то проблемы, медики заметили, когда он был еще в воздухе. В момент приземления парашютиста наш дежурный фельдшер прапорщик Виктор Чупрун уже через считанные секунды был рядом с пострадавшим и оказывал ему первую медицинскую помощь. Так он буквально спас этому человеку жизнь.
Вообще, тема поисково-спасательных работ занимает в военной авиации особое место. Одной из особенностей медицинского обеспечения авиационных частей является организация поиска экипажей самолетов, которые не вернулись на свой аэродром с задания, сделали вынужденную посадку или катапультирования. Учитывая специфику морской авиационной бригады, ее медики готовы спасать людей не только на суше, но и на воде. Именно поэтому в авиационной и вертолетной эскадрильях бригады существует должность фельдшера-спасателя. Эти военнослужащие, закрепленные за поисково-спасательными бортами, в случае необходимости, непосредственно задействованы в проведении поисково-спасательных работ. Фельдшеры-спасатели должны оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и обеспечить его оперативную транспортировку в другие лечебные учреждения для оказания специализированной медицинской помощи.
Александр Баранюк считает, что фельдшер морской авиационной бригады должен быть не только специалистом в своем деле, но и хорошим десантником.
– Во время проведения поисково-спасательной операции на море медику надо уметь десантироваться рядом с пострадавшим, оказать ему первую медицинскую помощь, а затем обеспечить подъем на борт вертолета, – говорит старший лейтенант медицинской службы. – Учитывая тот факт, что большинство спасательных операций проходит в сложных погодных условиях, уровень подготовки специалистов должен быть очень высоким. В нашей бригаде наиболее опытным в этом плане является фельдшер-спасатель вертолетной эскадрильи старшина Вадим Найденов.
Врач приемного отделения медицинского пункта морской авиационной бригады служащий Вооруженных Сил Украины Василий Пауков также имеет большой опыт работы в военной медицине. В свое время он окончил Ленинградскую военную медицинскую академию и проходил службу в различных частях Вооруженных Сил Советского Союза.
По мнению ветерана, уровень подготовки военных врачей, окончивших вуз за время независимости Украины, достаточно высокий, они уверенно и грамотно выполняют свои служебные обязанности. Немаловажно и то, что у военных медиков за долгие годы сложились профессиональные и дружеские отношения с врачами местной больницы. Они хорошо понимают специфику и проблемы летчиков, поэтому в случаях, когда военнослужащему надо пройти дополнительное углубленное обследование у профильного врача, никогда в этом не отказывают.
– Хочу сказать, что увеличение денежного обеспечения военнослужащим Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, наземным авиационным специалистам, обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов и военнослужащим летного состава, положительно повлияло на состояние их здоровья, – подчеркнул Василий Пауков. – Это позволило улучшить качество питания и социально-бытовые условия не только офицерам, но и военнослужащим по контракту. Достаточно сказать, что еще год назад у нас были случаи, когда майоры и подполковники отказывались от обследования и санаторно-курортного лечения в связи с тем, что нет средств.
Конечно, как и в любом коллективе, за годы службы у медиков морской авиационной бригады накопились и свои проблемы. Подавляющее большинство их касается медицинской аппаратуры, которая в ряде случаев используется с 80-х годов прошлого века и морально устарела.Последнее приобретение – стоматологическая установка, поступила в воинскую часть в 2008 году. Поэтому начальник медицинского пункта бригады уже давно мечтает о новом электрокардиографе и физиотерапевтическом оборудовании.
Давно требует текущего ремонта комната предполетного медицинского осмотра. Хотелось бы создать на аэродроме более комфортные условия для отдыха летного состава. Ведь уже который год ведется капитальный ремонт летного домика. В бригаде отсутствуют комната отдыха личного состава и комната психофизической разгрузки.
Однако, несмотря на все трудности, летная подготовка активно продолжается. По словам старшего лейтенанта медицинской службы Александра Баранюка, за семь лет службы в бригаде он не помнит случая, чтобы медики отказали летчику в участии в полетах. Это свидетельствует о том, что сами офицеры достаточно ответственно относятся к своему здоровью.
Именно поэтому военные медики делают все возможное, чтобы их крылатые собратья сохранили здоровье и достигли своего летного долголетия.
Сергей Осипов.