Итальянский портовый город Триест называли «Вратами Сиона», ведь он был важной остановкой на пути евреев на палестинские территории. Местная еврейская община хранит свидетельства того исторического периода.
В 1719 году Триест получил статус свободного порта. В город начали массово переселяться евреи. Император Священной Римской империи Иосиф II издал указ о веротерпимости, который способствовал тому, что в период с 1778 по 1938 год еврейская община Триеста увеличилась с 600 до 6 тысяч человек. Сейчас ее вице-президентом является Мауро Моше Табор, который также отвечает за организацию культурных мероприятий.
Вице-президент и атташе по вопросам культуры еврейской общины Триеста Мауро Моше Табор:
«Массовый приток евреев в Триест начался в конце XVIII века. Это были, по большей части, выходцы из Восточной и Центральной Европы. Но значительное увеличение общины произошло в XIX веке. До начала XVIII века иудеям не позволялось свободно практиковать свою религию, что мешало возникновению в городе еврейского квартала. Но когдаон, наконец, появился, то просуществовал всего 95 лет».
Став союзником нацистской Германии, итальянский лидер Бенито Муссолини попал под влияние идей расизма, которые пропагандировал Адольф Гитлер. Об этом свидетельствует Расовый манифест, опубликованный в Италии в июле 1938 года.
Вице-президент и атташе по вопросам культуры еврейской общины Триеста Мауро Моше Табор:
«В 1938 году Бенито Муссолини решил использовать Триест как плацдарм для внедрения расовой политики фашистов. И это вполне объяснимо, поскольку в этом портовом городе на тот момент жили не только итальянцы, но и представители славянских народов, и немецкоговорящее население. Можно сказать, что у Триеста было три души, три довольно многочисленные общины, поэтому город стал для Муссолини своеобразным полигоном для испытания фашистских расовых законов».
После прихода нацистов к власти в Германии и в начале Второй мировой войны из порта Триеста вышло так много кораблей с евреями, что город начали называть «Воротами в Сион».
Вице-президент и атташе по вопросам культуры еврейской общины Триеста Мауро Моше Табор:
«В Триесте останавливались выдающиеся личности, такие как Альберт Эйнштейн. Он провел в городе несколько дней в ожидании парохода, на котором хотел отправиться в Израиль или США. Конечно, точное количество нам неизвестно, но, по приблизительным подсчетам, в период с конца XIX века и до 1943 года около 200 тысяч человек покинули Италию через порт Триеста».
Одним из наиболее популярных мест для собраний еврейской общины Триеста в наши дни является Израильский храм – одна из крупнейших ортодоксальных синагог Европы.
Вице-президент и атташе по вопросам культуры еврейской общины Триеста Мауро Моше Табор:
«В еврейском гетто было пять синагог. Но мы стремились избавиться от всего, что напоминало о том историческом периоде, поэтому построили новое большое здание. Синагога стала первым бетонным сооружением в Триесте. Ее строительство закончили в 1912 году, перед самым началом Первой мировой войны и распадом Австро-Венгрии. Это должна была быть самая большая синагога свободных евреев Триеста, свободных от Австро-Венгерской империи».
Еврейская община Триеста не только заведует синагогой, но и руководит еврейской школой и занимается организацией культурных и спортивных мероприятий. Мауро Моше Табор считает, что баланс между религиозным и светским аспектами еврейской жизни помогает сплотить людей.
Вице-президент и атташе по вопросам культуры еврейской общины Триеста Мауро Моше Табор:
«Наша община – пятая по численности в Италии, но удержать людей вместе не так просто, потому что одни из них религиозные, а другие — светские. Нам приходится постоянно и во всем искать баланс, поэтому мы стараемся организовывать как можно больше культурных мероприятий. При этом мы не забываем и о религии. По понедельникам и четвергам, а также на шаббат и по праздникам, в синагоге проводятся молитвы. Кроме того, мы также открываем летние лагеря. Это прекрасное место для светских евреев, которые любят играть в футбол или баскетбол. Они едут туда, чтобы провести время со своими старыми друзьями и познакомиться с новыми людьми. Школа также играет большую роль в объединении семей. Все родители – как светские, так и ортодоксальные – сталкиваются с одинаковыми проблемами в воспитании детей. Они общаются друг с другом и вместе находят решение. Мы стараемся быть прогрессивной общиной, представители которой открыты для всего нового и уверенно смотрят в будущее. В конце концов, мы ведь не знаем, что случится с остальной Европой. Может быть, в один прекрасный день евреи из России решат переехать в Триест, так что наши двери всегда должны быть открытыми для всех».
Дочь президента еврейской общины Триеста Ноа Салоникио рассказала, что любит принимать участие в мероприятиях, которые организовывает местная община. По ее словам, с их помощью можно лучше узнать людей, которые живут рядом с тобой.
Дочь президента еврейской общины Триеста Ноа Салоникио:
«Когда я иду в школу, то чувствую себя особенной, ведь еврейская община Триеста не такая уж многочисленная. Но нам нравится жить здесь и мы гордимся своим происхождением. Когда другие дети задают мне вопрос о моем вероисповедании, я отвечаю, что я иудейка. Тогда они спрашивают, в чем заключается моя вера, каково быть иудейкой и какие блюда мы готовим по праздникам. Это приятное чувство».
В этом красивом итальянском городе история встречается с современностью и до сих пор живо культурное иинтеллектуальное наследие евреев.
Милош Кривокапич, JN1, Триест