Так звучат охотничьи рога. Каждый инструмент издаёт только одну ноту. При игре на них возникает своеобразное звучание, которое напоминает орган. Но эта музыка почти на столетие замерла и считалась безвозвратно утерянной. А Сергею Песчанскому, художественному руководителю «Русской роговой капеллы», чуть более 10 лет назад все же удалось создать целый оркестр. Свой первый рог музыкант изготовил из бумаги.
[Сергей Песчанский, создатель «Русской роговой капеллы»]:
«Сначала звук был не очень, такой дрожащий, потом я взял ножницы, подрезал раструб и с каждым разом звук становился все лучше и лучше. Если проклеить все шовчики скотчем, то он будет ещё лучше».
Расцвет этой музыки был в XVIII веке. Русские императоры и богатые вельможи ценили роговые оркестры за мощь, эффектное общее звучание под открытым небом, а главное – помпезность.
Вот на таком простом инструменте Сергей Николаевич добивался и от своих учеников извлечения, как говорит он, доброго и чистого звука. Ведь на рогах легче постигать азы мастерства.
[Сергей Песчанский, создатель «Русской роговой капеллы»]:
«Он хорошо сливается с однородным. Они не отталкивают друг друга, а наоборот, дополняют, и получается такая конструкция правильной формы — от земного к небесному выстраивается».
Когда на одном из отчетных концертов ученики Сергея Песчанского сыграли фанфару, всем понравилась неожиданно красивая и стройная музыка. Появилась идея: создать металлические рога. Но как сделать? Даже на заводе музыкальных инструментов отказались помочь. Не имея примера звучания, сохранившегося нотного материала и таких инструментов, Сергей Песчанский в 2001 году начал их создавать сам.
На сегодня у коллектива уже есть своя технология производства рогов. Вот так из листа латуни по лекалу музыканты вырезают заготовку. На единой оснастке ее заворачивают в трубу, скрепляя в нескольких местах проволокой для будущей пайки.
[Владимир Петров, музыкальный мастер]:
«Каждый раз получается новое что-то, в зависимости от металла, от того, из какой он толщины, из какого материала, потом мне все рассказывает Сергей Николаевич, что получилось».
Сейчас у артистов в арсенале — более 100 инструментов, на которых они исполняют около 50 произведений. Это фанфарная, народная, классическая и духовная музыка. Она уже стала популярной из-за её необычности, в сочетании с особым способом извлечения звука.
[Сергей Песчанский, создатель руководитель «Русской роговой капеллы»]:
«Если вы будете выдувать, вы будете забивать звук, вы представьте, что вы проглотили колокол. Берете воздух, держите стенки колокола, ребра ни в коем случае не сдавливайте. Я не знаю, как так появляется звук, ведь когда мы разговариваем, мы же не думаем, как звук появляется, он появится сам».
Музыкант Сергей Песчанский начал писать книгу, в которой для будущих поколений будут воспоминания и бесценный опыт создания рогов.
NTD, Санкт-Петербург, Россия