В преддверии Дня памяти жертв Холокоста, мы снова вспоминаем о лагерях смерти Аушвиц, Треблинка и Дахау, в которых погибли миллионы людей. Впрочем, многие евреи из Восточной Европы стали жертвами зачисток, совершенных карательными отрядами СС. Их убивали, а тела бросали в кучи в братских могилах, о существовании которых десятилетиями никто не знал. И, возможно, так было бы и дальше, если бы не один французский священник, отец Патрик Дюбуа.
Более полувека люди молчали об убийствах своих соседей, свидетелями которых они были. Женщина из этогодокументального фильма рассказывает о том, что в яму с телами не бросали никого.
Она говорит, что евреев убивали и они падали туда сами.
Президент ассоциации «Яхад-ин Унум», отец Патрик Дюбуа:
«Мы должны знать правду. Однако после этого у многих могут возникнуть проблемы со сном».
В течение последних десятилетий отец Дюбуа вместе со своими коллегами нашел сотни массовых захоронений и взял интервью у 3000 жителей Восточной Европы. Мы попробуем разобраться в том, что Дюбуа называет «Холокостом от пуль».
Президент ассоциации «Яхад-ин Унум», отец Патрик Дюбуа:
«Мы не спрашиваем людей о том, любили ли они евреев, жили ли в Советском Союзе и были ли они коммунистами? Нам интересно, откуда приезжали машины с нацистами, где они стояли. Нам крайне необходимо воспроизвести все обстоятельства этого преступления».
В организации «Яхад-ин Унум», которую создал Дюбуа, работает 22 человека. Пятнадцать раз в год они ездят по селам, расспрашивая местных жителей о том, что случилось со здешними евреями. Дюбуа говорит, что в 99% случаев они охотно рассказывают об этом и дают интервью на камеру.
Президент ассоциации «Яхад-ин Унум», отец Патрик Дюбуа:
«В России, как и в других республиках бывшего Советского Союза говорят: «Война завершится тогда, когда мы похороним последнюю ее жертву». Помню, как один фермер сказал, что в Земле вблизи его фермерского угодья лежит 1750 убитых евреев и их нужно перезахоронить. А еще он сказал, что я первый человек, который приехал сюда с 1942 года».
Отец Дюбуа рассказывает страшные истории, но хочет, чтобы мир знал об этой неизвестной странице Холокоста. Он духовное лицо, а потому не имеет права никого осуждать.
Президент ассоциации «Яхад-ин Унум», отец Патрик Дюбуа:
«Я не ставлю перед собой цель обвинить русских или украинцев. Моя цель — рассказать о том, что в этих краях происходило в действительности. Поэтому если кто-то из местных жителей работал на гестапо, то интервью с ним будет очень интересным».
Дюбуа понимает, что надо спешить, ведь свидетелей этих событий остается все меньше, и некоторые части этой истории так и останутся неизвестными.
Президент ассоциации «Яхад-ин Унум», отец Патрик Дюбуа:
«Я не историк, а просто ищу места массовых захоронений. Мне интересно, где лежит госпожа Вайс-Папье; Анна, которая совершила самоубийство, а где лежит бабушка или две дочери, которых изнасиловали гестаповцы, а потом сделали своими наложницами».
Работники организации Дюбуа начали также исследовать массовые захоронения цыган, очередной раз подчеркивая зверства Второй мировой войны. В конце года они надеются создать интерактивную карту с обозначенными местами упокоения миллионов человек.
Стивен Фи, JN1, Нью-Йорк