В 70-х и 80-х годах прошлого века клезмерская музыка пережила период возрождения. Это значит, что целое поколение молодых евреев выросло, слушая и исполняя эти классические мелодии, которые зародились в Восточной Европе.
Двадцатидевятилетний Джейк Шульман-Мент исполняет клезмерскую музыку с двенадцати лет.
Музыкант Джейк Шульман-Мент:
«Этот жанр охватывает широкий спектр мелодий из разных стран».
И Шульман-Мент побывал во многих из этих стран, в том числе на востоке Румынии. Во время своих поездок он встречался с коллегами-музыкантами. Джейк пытался провести параллели между клезмерскими мелодиями и музыкальными традициями ромов (иначе говоря – цыган).
Музыкант Джейк Шульман-Мент:
«Цыгане, которые жили в этих местах, часто исполняли музыку вместе с клезмерами: выступали на еврейских свадьбах, играли под началом музыкантов-евреев. У этого межкультурного сотрудничества богатая история. Музыкальные традиции клезмеров и ромов тесно переплетены, так что можно сказать, что их мелодии очень похожи. Таким образом, когда речь идет о музыке румынских ромов, не всегда понятно, что имеется в виду».
Это попурри Шульман-Мент исполнил в еврейском общинном центре в Верхнем Вест-Сайде на Манхэттене, далеко от холмов Молдовы. Впервые он побывал в этом европейском государстве в 2005 году, когда был студентом. В программе выступлений Шульмана-Мента сплелись музыкальные традиции, собранные со всех уголков Восточной Европы.
Музыкант Джейк Шульман-Мент:
«Я чувствовал потребность вернуться в места, где возникла эта музыка. Конечно, в Нью-Йорке множество прекрасных клезмеров, но они оторваны от своих культурных корней. Следует обратиться к ним, чтобы постичь смысл того, чем мы занимаемся».
Послушать уникальное выступление Джейка Шульмана-Мента и потанцевать под традиционную еврейскую музыку пришел и стар и млад. Молодой человек хочет, чтобы клезмеры напоминали слушателям об истории европейского еврейства, в которой был не только Холокост.
Музыкант Джейк Шульман-Мент:
«Я хочу, чтобы люди отпустили трагическое прошлое и больше задумывались о жизни, о развитии культуры, о том, как сберечь и приумножить наши прекрасные традиции и передать их следующим поколениям».
Шульман-Мент видит много общего в культуре еврейской и цыганской общин. Он надеется с помощью своей музыки показать, что еврейские традиции тесно вплетены в культурную канву Восточной Европы.
Стивен Фи, JN1, Нью-Йорк